Возобновление прав реабилитированного лица

Вопрос 3. порядок восстановления прав реабилитированного

Возобновление прав реабилитированного лица

Сразу же после оглашения оправдательного приговора председательствующий судья должен разъяснить реабилитированному порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, что обязательно отражается в протоколе судебного заседания. При прекращении дела по реабилитирующим основаниям на предварительном слушании реабилитируемому, присутствующему в суде, разъясняется также порядок возмещения вреда.

Если уголовное дело прекращается на стадии предварительного расследования, то реабилитируемому обязаны направить копию постановления, где указаны право лица на реабилитацию и извещение с разъяснением порядка возмещения вреда.

В случае смерти реабилитируемого указанный документ направляется наследникам, а в части получения пенсий и пособий, выплата которых приостановлена, – к тем членам семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

Если неизвестно место жительства наследников, родственников или иждивенцев умершего, то указанные документы направляются не позднее 5 суток со дня их обращения в орган или к должностному лицу, который реабилитировал гражданина.

Для возмещения вреда реабилитированному или заинтересованному лицу необходимо подать ходатайство о возмещении вреда в орган, вынесший постановление о прекращении уголовного дела, или в суд, постановивший оправдательный приговор, в случае прекращения дела по реабилитирующим основаниям вышестоящим судом – в суд I инстанции, рассматривающим дело. Требование о возмещении имущественного вреда может быть заявлено законным представителем реабилитированного: родителями, усыновителями, опекунами, попечителями (п. 12 ст. 5 УПК РФ).

В течение месяца со дня обращения реабилитированного решается вопрос о возмещении ему убытков и определяется размер суммы, подлежащей выплате. Если вопрос реабилитации возник на стадии предварительного расследования, то порядок по рассмотрению обращения реабилитируемого следующий:

– истребование материалов прекращенного дела и его изучение;

– истребование документов, отражающих размер вреда, подлежащего возмещению;

– вынесение постановления о возмещении вреда.

Копия постановления предъявляется в финансовый отдел местной администрации, не позднее 5 суток с момента предъявления выдается чек для получения денежной суммы.

Если дело завершилось реабилитацией лица в суде, то аналогичное требование реабилитированного рассматривается по правилам разрешения вопросов, связанных с исполнением приговоров (ст. 399 УПК РФ).

Реабилитированный вправе обжаловать действия и решения должностного лица прокурору и в суд, а решение судьи – в вышестоящую судебную инстанцию в порядке ст.ст. 373–389 УПК РФ.

Вопрос о праве лица на реабилитацию решается:

– судом в результативной части оправдательного приговора, определения или постановления;

– прокурором, следователем, дознавателем в постановлении о прекращении производства, где отдельным пунктом указывается, что за лицом признается право на реабилитацию.

Общий срок исковой давности на возмещение реабилитируемому вреда он незаконного уголовного преследования в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет 3 года со дня получения вышеуказанных документов о праве на реабилитацию. Применительно к этому сроку должны применяться правила о его приостановке (ст. 202 ГК РФ), перерыве (ст. 203 ГК РФ) и восстановлении (ст. 205 ГК РФ).

Порядок возмещения вреда реабилитируему зависит от его вида.

Имущественный вред, связанный с уголовным преследованием, – это причиненный вред, убытки, упущенная выгода в полном объеме, т.е. разность между материальным положением лица до его уголовного преследования и после, а также неполученные доходы, которые это лицо могло получить. В него входит возмещение:

– заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования;

– имущества, конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда[42];

– штрафов и процессуальных издержек, взысканных по исполнении приговора суда;

– сумм, выплаченных за оказание юридической помощи[43];

– иных расходов.

Возмещается только реальный вред, а не предполагаемый.

Под иными расходами следует понимать все легальные доходы, которые лицо получало в результате предпринимательской деятельности, при этом возмещается не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.

Сюда же относятся расходы лица или его родственников, добившихся реабилитации умершего, связанные с вынужденными переездами, проживанием в гостинице, по найму в связи с обжалованием судебных решений и следственных действий и т.п.

Реабилитированный также вправе рассчитать, обосновать документально и потребовать от государства денежной компенсации любых убытков, происхождение которых находится в причинной связи с его незаконным и необоснованным уголовным преследованием или незаконным осуждением.

Устранение последствий морального вреда может быть осуществлено в нескольких формах:

– принесение прокурором[44] официального извинения от имени государства, которое приносится устно, в строго деловой обстановке, в помещении государственного учреждения, в присутствии лиц, осуществляющих производство незаконных процессуальных действий. О принесении официальных извинений, прокурор составляет справку и приобщает ее к делу;

– опровержение не соответствующих действительности порочащих доброе имя гражданина сведений, в том числе в средствах массовой информации.

По требованию либо его родственников, либо реабилитированного по указанию суда, прокурора, дознавателя, следователя в течение 30 суток делается сообщение о реабилитации этого лица в средствах массовой информации, если были приведены сведения, порочащие реабилитированного;

– направление письменного сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина по месту работы, учебы, жительства. Инициатива о направлении сообщений может исходить от реабилитированного, его родственников в случае смерти.

Они должны обратиться к соответствующим должностным лицам с письменным заявлением с просьбой о направлении вышеуказанных сообщений по определенным законом адресам.

Срок направления сообщений (копии решений о реабилитации) – 14 суток с момента поступления заявления;

– взыскание компенсации морального ущерба в денежном выражении производится в порядке гражданского судопроизводства. Лицо в этом случае освобождается от государственной пошлины. На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется (ч. 1 ст. 208 ГК РФ).

Восстановление трудовых, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке ст. 399 УПК РФ при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора. Для рассмотрения вопросов о возмещении вреда реабилитированному в восстановлении указанных прав необходимо подать ходатайство в суд.

В соответствии со ст. 396 Трудового кодекса РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

Время нахождения лица под стражей, отбывания наказания, отстранения от должности засчитывается в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям и днем поступления на работу не превышает трех месяцев.

Следует заметить, что в связи пенсионного законодательства указанный трехмесячный перерыв не входит в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, а непрерывный трудовой стаж в настоящее время применяется только в целях его исчисления при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

При восстановлении реабилитированного в пенсионных правах применяются положения п.

7 Указа Президиума Верховного совета СССР от 18 мая 1981 года “О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей”.

Так, если незаконно осужденный либо незаконно привлеченный к уголовной ответственности гражданин ко дню обращения за пенсией не работает или получает заработную плату в меньших размерах, чем до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, то по его просьбе пенсия назначается ему исходя из оклада (ставки) по должности (работе), занимаемой им до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, или по другой аналогичной должности (работе) на день вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела.

При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах зачтенное в трудовой стаж реабилитированного время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением его от должности или заключением под стражу, приравнивается по выбору реабилитированного либо к работе, которая предшествовала осуждению или привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности или отбытия наказания.

При восстановлении в жилищных правах лицу возвращается конфискованное жилое помещение либо предоставляется равноценное, восстановленное в очереди на жилье.

Если гражданин по вступлении в силу обвинительного приговора суда был уволен с работы (со службы), то согласно ч. 3 ст.

104 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) такое увольнение является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду, предоставленного для временного проживания граждан на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности, что в силу требования ст. 103 ЖК РФ влечет за собой выселение нанимателя и членов его семьи из занимаемого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 103 ЖК РФ. Поэтому в случае восстановления реабилитированного на работе (службе) жилищные условия, существовавшие до прекращения договора найма служебного жилого помещения, должны быть полностью восстановлены. Следует заметить, что правила, касающиеся освобождения жилья специализированного фонда, не действуют в отношении жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, так как в соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по такому договору, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Восстановление права на воинское звание, орденов, медалей производится по решению суда.

Восстановление свобод реабилитированного означает устранение незаконных правоограничений и связанных с ними последствий для гражданина, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию или незаконному осуждению.

Например, должны быть сняты ограничения таких свобод, как: свобода передвижения и выбора места жительства, если они были ограничены в ходе уголовного преследования или осуждения; свобода в использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любыми законными способами; свобода в распоряжении способности к труду и выборе рода деятельности и профессии; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Суду (судье) при принятии соответствующего решения необходимо указать о снятии ограничений на те свободы, в пользовании которыми реабилитированный был незаконно ограничен, а также об устранении неблагоприятных последствий, связанных с такими ограничениями.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Процедура реабилитации будет считаться оконченной после реального исполнения соответствующих актов о возмещении реабилитированному вреда, так как согласно ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается в качестве составляющей судебного разбирательства.

Источник: https://studopedia.ru/18_27909_vopros--poryadok-vosstanovleniya-prav-reabilitirovannogo.html

Проблемы восстановления прав реабилитированного в уголовном судопроизводстве

Возобновление прав реабилитированного лица

Ковалышин, Р. В. Проблемы восстановления прав реабилитированного в уголовном судопроизводстве / Р. В. Ковалышин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 103-104. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67761/ (дата обращения: 27.11.2020).



Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

Указанное конституционное положение означает необходимость создания и постоянного совершенствования эффективно действующих механизмов, обеспечивающих каждому человеку и гражданину возможность добиваться защиты и восстановления своих прав и свобод от любых незаконных ограничений и нарушений, статья 53 Конституции РФ, гласит: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В уголовном законодательстве есть механизм восстановления прав граждан, подвергшихся незаконному либо не обоснованному уголовному преследованию. Основания возникновения права на реабилитацию закреплено в 18 главе Уголовно-процессуального кодекса, это право в современном виде оформлено относительно недавно, с принятием и вступлением 1 июля 2002 г. в законную силу УПК РФ. Стоит отметить, что в отечественной юридической науке вопросам реабилитации граждан в уголовном процессе в разные годы уделялось немалое внимание. Однако в виду относительного малого процента оправдательных приговоров в современной России, а также случаев прекращения уголовных дел по реабилитирующим основания тема до конца не изучена и остается актуальной.

Согласно данным сайта «Единой межведомственной статистической системы» (ЕМИСС), число преступлений, по которым уголовные дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, составляет в 2016–5091, в 2017–5670, 2018–4934, 2019 — статистика не опубликована, на момент написания работы. Данные же о количестве лиц, получивших возмещение вреда, не публикуются в данных статистики.

Сама история института реабилитации лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, не стоит на месте, постоянно совершенствуется.

Если до начала ХХ века для лиц, незаконно привлеченных к суду, было недоступно понятие возмещения материального или морального ущерба, восстанавливались лишь некоторые права таких граждан, то на сегодняшний день, несмотря на все недостатки института реабилитации, в законодательстве закреплены прицепы и механизмов возмещения.

На сегодняшний день мы видим пробелы в законодательстве, касающиеся многих аспектов реабилитации, таких как сроки давности по реабилитации, которые, по нашему мнению, есть ограничение прав реабилитируемого лица, по нашему мнению, эти сроки должны быть отменены или значительно увеличены.

В научной литературе мы можем найти предложения о предоставлении права на бесплатную юридическую помощь потерпевшему по уголовному дела, для реализации всех его прав.

Лицо угловое дело, в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям является фактически таким же потерпевшим от незаконной или необоснованной деятельности органов следствия или суда, при этом сейчас сам реабилитируемый должен подавать заявление о возмещении вреда как в рамках уголовного процесса для возмещения материального вреда так и в гражданском процессе для возмещения морального вреда, при этом неся дополнительные издержки на юридическую помощь, по нашему мнению, законодатель должен предусмотреть право на бесплатную юридическую помощь для прохождения процедуры реабилитации.

Получив оправдательный приговор в суде и обратившись за возмещением вреда, реабилитируемый почти наверняка получит кассационную жалобу на приговор и это, не говоря о случаях, когда дело прекращается по реабилитирующим обстоятельствам на стадии предварительного следствия или дознания, в этом случи при обращении за возмещением вреда, реабилитированный рискует сменить свой правовой статус на «обвиняемый», так как по практике постановление о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям следователя или дознавателя сразу же будет отменено в прокуратуре или вышестоящей прокуратуре.

Стоит отметить экономический аспект выплаты компенсации, ежегодно в бюджете Российской Федерации отдельной строкой прописываются денежные суммы, предназначенные для компенсации вреда, причиненного органами государственной власти, в том числе за незаконное уголовное преследование или осуждение.

Денежная сумма, предназначенная для компенсаций вреда, причинённого государством граждан относительно не большая, поэтому для экономии бюджета, суды, по делам о компенсации морального вреда, причиненного органами государственной власти, присуждают небольшие суммы, а представители Министерства финансов обжалуют постановления о выплатах, затягивая получение компенсации. Сам факт обжалования постановления о выплатах, по нашему мнению, нарушат законные интересы реабилитируемого, поэтому такая практика должна быть отменена на законодательном уровне. Также стоит сократить сроки перечисления Министерством финансов денежных средств реабилитированному с трех месяцев до одного месяца.

По нашему мнению, законодателю стоит развивать институт реабилитации, наделить реабилитированных правом на получение бесплатной медицинской помощи (если она необходима), включая бесплатное предоставление медикаментов, а в случае, если лицо по каким то причинам не хочет обращаться в государственное медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в рамках реабилитации, либо такой помощи недостаточно или ее предоставление невозможно, реабилитированному должны быть возмещены связанные с этим расходы.

В связи с изложенным, по нашему мнению, механизм возмещения реабилитируемому лицу вреда как имущественного, так и морального не отражает современной процессуальной природы и нуждается в существенном улучшении, в первую очередь, с учетом интересов реабилитированных лиц, их родственников, иждивенцев, наследников и (или) представителей и лиц с ними связанных.

Литература:

  1. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: Учебник. М., 2003.
  2. Махова Т. М. Реабилитация / Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Отв. Ред. П. А. Лупинская. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 2009.
  3. Потетинов В. А. Уголовно-процессуальный институт реабилитации в законодательстве современной России: современное состояние и перспективы развития. Автореферат к диссертации, Томск 2018
  4. Государственная межведомственная статистика ЕМИСС www.fedstat.ru, gks.ru. (Дата обращения: 25.11.2019).

Основные термины(генерируются автоматически): возмещение вреда, государственная власть, бесплатная юридическая помощь, дело, компенсация вреда, лицо, механизм возмещения, моральный вред, Российская Федерация, уголовный процесс.

Источник: https://moluch.ru/archive/299/67761/

Порядок восстановления прав реабилитированного | Студент-Сервис

Возобновление прав реабилитированного лица

Особенности возмещения реабилитируемому причиненного вреда зависят от вида последнего. Имущественный вред, связанный с уголовным преследованием, – это причиненный вред, убытки, упущенная выгода в полном объеме, т.е. разность между материальным положением лица до его уголовного преследования и после, а также неполученные доходы, которые это лицо могло получить. В него входит возмещение:

  • заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования;
  • имущества, конфискованного или обращенного в доход государства на основании судебного решения;
  • штрафов и процессуальных издержек, взысканных во исполнение приговора суда;
  • сумм, выплаченных за оказание юридической помощи (например, оплата услуг адвоката);
  • иных расходов (например, расходы, которые понесены реабилитированным непосредственно в ходе уголовного преследования;
  • расходы, понесенные им в целях устранения последствий незаконного или необоснованного уголовного преследования, включая затраты на возмещение расходов, связанных с рассмотрением вопросов реабилитации, восстановления здоровья;
  • расходы на оплату экспертиз и заключений специалистов и другие).

При этом возмещается только реальный вред, а не предполагаемый. Реабилитированный также вправе рассчитать, обосновать документально и потребовать от государства денежной компенсации любых убытков, происхождение которых находится в причинной связи с его незаконным и необоснованным уголовным преследованием или незаконным осуждением. Согласно п. 2 ст.

15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для того, чтобы получить возмещение имущественного вреда следует произвести ряд процессуальных действий.

Как указывалось выше, после вступления в законную силу решения с признанием за лицом права на реабилитацию, реабилитированному лицу должно быть направлено извещение с разъяснением соответствующих статей УПК РФ о порядке возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, где должно быть указано, какой вред возмещается при реабилитации, а также порядок и сроки обращения за его возмещением.

В случае смерти реабилитируемого указанный документ направляется наследникам, близким родственникам, родственникам или иждивенцам умершего.

Если их место жительства неизвестно, то указанные документы направляются не позднее 5 суток со дня обращения этих лиц в органы или к должностному лицу, который реабилитировал гражданина.

Для возмещения вреда реабилитированному или заинтересованному лицу необходимо подать требование (ходатайство) о возмещении вреда в суд, постановивший реабилитирующее решение, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего реабилитирующее решение.

О месте и времени судебного заседания должны быть извещены реабилитированный, его представитель и законный представитель (при их наличии), прокурор, соответствующий финансовый орган, выступающий от имени казны РФ, и другие заинтересованные лица.

В судебном заседании с участием этих лиц в течение месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции.

На основании вступившего в законную силу судебного постановления о возмещении имущественного вреда выдается исполнительный лист, который направляется для исполнения в порядке ст.

2422 Бюджетного кодекса РФ в Министерство финансов РФ или его территориальное подразделение (например, Управление Федерального казначейства по Челябинской области), которые производят выплату по исполнительному листу.

Возмещение морального вреда может быть осуществлено в нескольких формах.

  1. Взыскание компенсации морального вреда в денежном выражении производится в порядке гражданского судопроизводства. Реабилитированный в этом случае освобождается от уплаты государственной пошлины. При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, другие обстоятельства, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
  2. Опровержение не соответствующих действительности порочащих доброе имя гражданина сведений, в том числе в средствах массовой информации. По требованию реабилитированного, либо его родственников, либо по указанию суда, прокурора, дознавателя, следователя в течение 30 суток делается сообщение в средствах массовой информации о реабилитации этого лица, если в СМИ были оглашены сведения, порочащие реабилитированного.
  3. Направление письменного сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина по месту работы, учебы, жительства. Инициатива о направлении сообщений может исходить от реабилитированного, его родственников. Они должны обратиться к соответствующим должностным лицам с письменным заявлением с просьбой о направлении вышеуказанных сообщений. Срок направления сообщений (копии решений о реабилитации) – 14 суток с момента поступления заявления.
  4. Принесение прокурором официального извинения от имени государства. Форма принесения извинения (устно, письменно, что именно нужно произнести и т.п.) в УПК РФ не закреплена. Но в указании Генпрокуратуры России от 03.07.2013 г. «О порядке реализации положений ч. 1 ст. 136 УПК РФ» закреплено, что официальное извинение следует приносить в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня вынесения решения о реабилитации.

Восстановление трудовых, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке ст. 399 УПК РФ при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.

Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено, или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст.

396 Трудового кодекса РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Время нахождения лица под стражей, отбывания наказания, отстранения от должности засчитывается в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям и днем поступления на работу не превышает трех месяцев.

При восстановлении реабилитированного в пенсионных правах применяются положения п. 7 Указа Президиума Верховного совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» от 18 мая 1981 года.

Так, при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах, зачтенное в трудовой стаж реабилитированного время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением его от должности или заключением под стражу, приравнивается по выбору реабилитированного либо к работе, которая предшествовала осуждению или привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности или отбытия наказания. Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

При восстановлении в жилищных правах лицу возвращается конфискованное жилое помещение либо предоставляется равноценное, восстановленное в очереди на жилье.

Поэтому в случае восстановления реабилитированного на работе (службе) жилищные условия, существовавшие до прекращения договора найма служебного жилого помещения, должны быть полностью восстановлены.

Реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских и почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.

В случае обращения реабилитированного в соответствии с частью 2 статьи 138 УПК РФ в суд по вопросу о восстановлении в воинском, специальном, почетном звании или классном чине, а также о возвращении ему государственных наград, которых он был лишен, суд, рассмотрев требование реабилитированного, и признав его обоснованным, должен указать на это в своем постановлении и направить копию постановления в соответствующий государственный орган для решения вопроса о восстановлении реабилитированного лица в воинском, специальном, почетном звании или классном чине, а также о восстановлении его в правах на государственные награды.

Восстановление свобод реабилитированного означает устранение незаконных правоограничений и связанных с ними последствий для гражданина, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию или незаконному осуждению.

Например, должны быть сняты ограничения таких свобод, как свобода передвижения и выбора места жительства, если они были ограничены в ходе уголовного преследования или осуждения; свобода в использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации; свобода в распоряжении способности к труду и выборе рода деятельности и профессии и т.п.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/poryadok-vosstanovleniya-prav-reabilitirovannogo/

Восстановление иных прав реабилитированного

Возобновление прав реабилитированного лица

Кроме возмещения имущественного ущерба и устранения последствий и компенсации морального вреда в уголовном процессе восстанавливаются иные права реабилитированного. В частности, в рамках уголовного судопроизводства производится восстановление трудовых, пенсионных, жилищных прав и иных прав, а также возвращение государственных наград, воинских, специальных и иных званий и т.п.

При применении п. 3 ст.

138 УПК, устанавливающей обязанность по восстановлению приведенных прав реабилитированного, следует учитывать, что вопросы о взыскании заработной платы, пенсии, пособия и других средств относятся к имущественному вреду и рассматриваются только в порядке гл. 18 УПК. В тоже время восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав возможно в порядке уголовного и гражданского судопроизводства.

Следует различать и объем защищаемых прав реабилитированного. Трудовые, пенсионные права по объему значительно больше, чем заработная плата или пенсия, которые являются составными частями этих прав. Трудовые, пенсионные, жилищные иные права представляют собой всю сферу указанных правоотношений.

Например, при восстановлении трудовых прав, объем нарушенных прав и соответственно требований, может касаться: восстановления на работе, изменения штатного расписания, взыскания определенных видов вознаграждений, взыскания заработной платы, зачет времени содержания под стражей в трудовой стаж, изменения записей в трудовой книжке.

Так, запись в трудовой книжке с указанием на компрометирующее основание увольнения признается недействительной. В этом случае реабилитированному выдается дубликат трудовой книжки без соответствующей записи. При возмещении недополученной заработной платы засчитываются денежные выплаты, полученные реабилитируемым лицом в период отбывания наказания.

Могут быть и иные подобные требования.

При восстановлении пенсионных прав требования могут касаться не только не выплаченной пенсии, но и вопросов, связанных с изменением размера пенсии в связи с достижением определенного возраста, установлением льгот и пособий, прямо предусмотренным для пенсионеров и иные требования.

При восстановлении жилищных прав, требования могут касаться возвращения утраченного в период уголовного преследования жилья, а при невозможности возврата (дом снесен как аварийный) – предоставлении равнозначного жилого помещения. Требования могут касаться и восстановления в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также вопросов обслуживания жилого помещения и вопросов оплаты за это помещение.

К иным правам, которые могут быть восстановлены в соответствии с ч. 1 ст. 138 УПК можно отнести любой комплекс прав, которыми обладал реабилитированный, но утратил в результате незаконного уголовного преследования.

Это может быть восстановление на учебе, восстановление специальных прав в виде права на вождение автомобиля, владения охотничьим оружием и им подобных. К иным правам относится и восстановление права на производство определенной продукции или занятие лицензированным видом деятельности.

Учитывая широкий спектр прав, которыми мог обладать гражданин до уголовного преследования, законодатель назвал их «иными правами» и предоставил возможность реабилитированному упрощенный и эффективный порядок их восстановления.

Возвращение государственных наград, воинских, специальных и иных званий также основано на полном восстановлении утраченных прав и направлено не незамедлительное возвращение наград и званий, обладание которыми влечет существенные правовые последствия для реабилитированного.

Важно учесть, что восстановление в перечисленных правах возможно только в том случае, если их утрата была связана с незаконным уголовным преследованием.

Процедура восстановления в указанных правах имеет особенности, так как в силу п.1 ст. 138 УПК восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке, установленном ст. 399 УПК для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Эти ситуации не идентичны, так как отказ в удовлетворении требований означает отказ в заявленных требованиях и невозможность для реабилитированного получения компенсационных выплат вообще.

Из этого следует, что суд обязан принять и рассмотреть любое из указанных требований в уголовно-процессуальном порядке и в течение месяца со дня предъявления этих требований.

Порядок рассмотрения требования, предусмотрен ст. 399 УПК и определяет как основания для рассмотрения требования (ходатайство реабилитированного), так и условия проведения судебного заседания, которое является более упрощенным, чем судопроизводство по гражданскому делу.

В судебное заседание должны вызываться представители государственных органов, администрации органов местного самоуправления или организаций, на которых может быть возложена обязанность по исполнению решения о восстановлении указанных прав.

Эти лица вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы.

Аналогично рассматривается требование о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания, юридическим лицам.

Этот вред возмещается государством в полном объеме в порядке и сроки, которые установлены общими правилами реабилитации (ст. 139 УПК).

Особенностью этой нормы является то, что вред возмещается юридическому лицу только при условии достоверного определения размера причиненного вреда и наличия причинной связи наступившего вреда с незаконным уголовным преследованием в отношении физического лица.

Например, при незаконном привлечении должностного лица к уголовной ответственности, произведен арест имущества частного предприятия, которым он руководит. В результате этого ареста, предприятие потерпело убытки, которые подтверждены бухгалтерскими документами. Иначе говоря, при реабилитации физического лица, имеется возможность для реабилитации и юридического лица.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть права на реабилитацию?

2. Каков порядок реабилитации лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию?

3. Что такое имущественный вред и каков порядок его возмещения?

4. Каковы основания и порядок возмещения морального вреда?

5. В каком порядке происходит восстановление иных прав реабилитированного?

Глава 8. Процессуальные сроки и процессуальные издержки

Процессуальные сроки

В целях оперативного и эффективного принятия процессуального решения полномочными участниками процесса, а также для организации их действий в УПК используется понятие «процессуальные сроки».

Сроки, закрепленные в законе, дисциплинируют участников процессуальных отношений, вносят строгую определенность и последовательность в них, повышают стабильность процессуального правоприменения и создают условия для прекращения правовой неопределенности.

Понятие «срок» относится к доступным для всех правилам измерения, так как срок производен от времени, которое существует объективно и не зависит от сознания конкретных людей. Поэтому сроки в законе исчисляются временными категориями – часами, сутками, месяцами.

Но в отличие от времени, протекающего объективно, процессуальный срок и его исчисление устанавливаются законодателем, а его несоблюдение влечет неблагоприятные негативные последствия, как процессуального характера (напр.

, отказ в принятии жалобы из-за пропуска срока ее подачи), так и дисциплинарного (наказание должностного лица за нарушение срока предъявления обвинения). Законодатель всегда стремился к оптимизации процессуальных действий, устанавливая продолжительность сроков для совершения определенных действий, в зависимости от сложности и значимости самого действия.

Поскольку функциональное значение сроков направлено на совершение процессуальных действий в оптимально допустимые сроки, можно сказать, что процессуальный срок – это установленный УПК период или момент времени, необходимый для принятия процессуального решения или совершения процессуального действия, несоблюдение которого влечет неблагоприятные правовые последствия.

Употребляемый в ст. 128 УПК термин «исчисление срока» отличается по содержанию от понятия «течение срока». Течение срока означает смену временных единиц – часов, суток и имеет свойства времени, тогда как исчисление срока является продуктом деятельности человека и поэтому момент течения срока и момент исчисления срока в УПК могут не совпадать.

Например, при исчислении срока месяцами не принимают во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. В этом случае течение срока начато раньше, чем исчисление срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, а срок исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если в этом месяце нет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки месяца.

Важно учитывать, что порядок исчисления сроков в часах, в основном направлен на регламентацию процессуальных действий ограничивающих граждан в их конституционных правах (право на неприкосновенность, право на свободу передвижения и т. п.), чем подчеркивается важность и значимость соответствующих гарантий.

Задержание гражданина в качестве подозреваемого возможно только на 48 часов. При этом срок исчисляется с момента фактического задержания, например, гражданин был задержан в 16 часов 45 минут. 48 часов истекают также в 16 часов 45 минут, но других суток.

Именно в это время или до его наступления должно состояться либо освобождение гражданина либо судебное решение об его аресте.

Поэтому при ограничении гражданина в конституционных правах (его задержании, заключении под стражу, домашнем аресте, нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре) в исчисление сроков включается и нерабочее время.

По той же причине, если определенные УПК часы истекают в вечернее время или праздничные и выходные дни, то все равно в отношении гражданина должно быть принято процессуальное решение либо об его освобождении, либо иное решение, изменяющее его статус. Иные вопросы, по которым срок истекает в нерабочее время, должны решаться в первый рабочий день после выходного или праздничного времени.

Сроки должны соблюдаться всеми участниками процессуальных действий, что позволяет требовать от них к установленному законом сроку совершения юридических действий или отказа от этих действий (напр.

, ознакомление с материалами дела, подача ходатайства об ознакомлении с протоколом судебного заседания и др.).

Сложившееся в результате этого состояние, создает условия для перехода к следующей стадии процесса, а в целом завершить расследование или проведение судебного заседания в оптимальные сроки.

Поскольку сроки устанавливаются законом, они не могут видоизменяться или корректироваться по усмотрению участников процесса.

Выполнение определенных процессуальных действий или принятие процессуальных решений надлежит осуществлять только в тот период, который обозначен законодателем.

Если этого срока по каким-либо причинам оказалось недостаточно, то его продление возможно только по установленной УПК процедуре и в строго определенных случаях.

Пропущенный срок лишает участника процесса возможности реализации своего права (напр., не заявленное в течение 3 суток после окончания судебного заседания ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания, не позволит в дальнейшем требовать такого ознакомления).

УПК созданы гарантии для полной реализации прав участниками процесса и в том случае, если процессуальный срок пропущен по уважительным причинам, срок может быть восстановлен, но только по ходатайству лица его пропустившего и с изложением причин пропуска срока.

Процессуальные издержки

Расследование уголовного дела и его рассмотрение в суде является финансово-затратной процедурой и первоначально полностью обеспечивается за счет государства. При этом УПК определяет как понятие издержек, так и виды издержек, а также способы возмещения и взыскания издержек.

https://www.youtube.com/watch?v=8xGqjkmsvts\u0026list=PLLHtHyMo2ROGsFb4SvAw62wEadx-jdYv4

В ст. 131 УПК издержками названы расходы, которые связаны с производством по уголовному делу и возмещаются за счет государства либо средств участников уголовного судопроизводства.

Виды издержек, определенных государством в ч. 2 ст.

131 УПК условно можно подразделить на следующие группы: издержки, направленные на обеспечение явки участников процесса (к следователю, дознавателю и в судебные процессы); издержки, направленные на компенсацию утраченного участниками процесса дохода или имущества, и издержки, понесенные государством в виде выплат вознаграждений за выполнение процессуальных действий (вознаграждения переводчикам, специалистам, адвокатам и др.).

Размер процессуальных издержек не может быть произвольным и устанавливается Правительством РФ.

Возмещение издержек государством является добровольным и не вызывает сложностей. Для этого необходимо лишь составить процессуальный документ, в котором указывается размер сумм, которые списываются со специального счета органов, ведущих процесс, и передаются лицу, понесшему издержки.

Взыскание издержек, является процедурой принудительного характера, применяемой к осужденному лицу, и направленной на то, чтобы компенсировать государству понесенные расходы в виде выплаты издержек участникам процесса.

Не все судебные издержки можно взыскать с осужденного по разным предусмотренным законом обстоятельствам.

Контрольные вопросы:

1. Каково понятие и предназначение процессуальных сроков?

2. Какие процессуальные сроки установлены в УПК и каков порядок их исчисления?

3. Что такое процессуальные издержки?

4. Какие процессуальные издержки могут быть взысканы с осуждённого и в каких случаях?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b46082.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.