Возбуждение дела

Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение дела

Понятие «возбуждение уголовного дела» имеет несколько значений:

    1. уго­ловно-процессуальный институт, представляющий собой сово­купность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении (гл. 19, 20 УПК);
    2. решение, вынесен­ное в форме постановления, завершающее рассмотрение сооб­щения о преступлении и выступающее юридическим фактом для начала расследования преступления (ст. 146 УПК);
    3. начальная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся самостоятельностью за­дач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, процессуальными средствами, сро­ками, решениями.

Стадия возбуждения уголовного дела

    • начинается с момента поступления в органы внутренних дел сообщения о преступлении, а
    • заканчивается одним из трех решений:
      1. вынесением постановления о возбуждении уголовного дела;
      2. вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
      3. о направлении материалов проверки сообщения о преступлении по подследственности.

В теории уголовного процесса существует общепринятое мнение, что стадия возбуждения уголовного дела включает в себя несколько этапов.

Условно ее можно разделить на четыре этапа:

    1. прием и регистрация сообщений о преступлениях;
    2. анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;
    3. проверка сообщения о преступлении;
    4. разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя.

Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия мате­риально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела.

Характерные признаки стадии возбуждения уголовного дела

Цель стадии возбуждения уголовного дела: установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуж­дения уголовного дела, т. е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуж­дении уголовного дела.

Задачи стадии возбуждения уголовного дела:

    • прием,
    • регистрация и
    • разрешение

сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятием мер, направлен­ных на предотвращение и пресечение преступления.

В стадии возбуждения уголовного дела разрешаются следующие непосредственные задачи (статьи не проверены!):

    1. проверка наличия законного повода для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 140, ст.ст. 141-143, ч. 5 ст. 318, ч. 1 ст. 319);
    2. проверка наличия в сообщении признаков преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ);
    3. определение квалификации преступления по соответствующей ст. УК РФ;
    4. проверка содержания деяния на малозначительность (ч. 2 ст. 14 УК РФ);
    5. определение обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ст.ст. 24 и 148 УПК РФ);
    6. выяснение, относится ли преступление к числу тех, дела о которых возбуждаются не иначе как по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 23 УПК РФ), а также по жалобе потерпевшего (ч. 2 и 3 ст. 20 УПК РФ);
    7. выяснение, не обладает ли лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, статусом, когда возбуждение уголовного дела осуществляется в особом порядке (ст.ст. 447, 448 УПК РФ);
    8. определение органа предварительного расследования в случае возбуждения уголовного дела (ст. 149 УПК РФ).

стадии возбуждения уголовного дела: деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответ­ствующего решения, обусловленного задачами стадии.

Стадия возбуждения уголовного дела имеет свои временные границы:

    1. со дня поступ­ления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок – не позднее 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК);
    2. срок может быть продлен до 10 суток по ходатай­ству следователя, дознавателя соответственно начальником следственного органа, начальником органа дознания (ч. 3 ст. 144 УПК);
    3. при необходимости проведения документальных проверок или ревизии срок может быть продлен по ходатайству следователя руководителем следственного органа, по ходатайст­ву дознавателя прокурором — до 30 суток;

Субъектами правоотношения являются:

    • инициатор сооб­щения о преступлении (т. е. лицо, официально заявившее о преступлении — заявитель, по делам частного и частно-публичного обвинения);
    • дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, обязанные принять, проверить сообщение о лю­бом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).

Значение стадии возбуждения уголовного дела

Значение стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что:

    1. по общему правилу, производство следственных и вообще всех процессуальных действий возможно только после возбуждения уголовного дела;
    2. лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, приобретает статус подозреваемого, который может обжаловать данное решение в суд, обладающий правомочием его отмены;
    3. отказ в возбуждении уголовного дела может нарушить законные интересы потерпевшего, поэтому последний имеет право добиваться отмены этого решения также через суд (ч. 1 ст. 125 УПК РФ);
    4. акт возбуждения уголовного дела представляет собой точку отсчета при исчислении срока предварительного расследования (ст.ст. 162, 223 УПК РФ). Установленные законом сроки расследования и порядок их продления являются важной гарантией прав участников процесса, заинтересованных в быстроте расследования.

Итак, возбуждение уголовного дела — это первоначальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся непосредственными задачами, специфическими субъектами, средствами и сроками, а также отграничивающаяся от других стадий итоговым решением — постановлением о возбуждении уголовного дела.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zadachi-i-znachenie-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Статья 28.1 КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении (действующая редакция)

Возбуждение дела

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.

23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника – юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.

1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.

37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание.

При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Источник: https://www.zakonrf.info/koap/28.1/

Статья 28.1. КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела

Ст 28.1 КоАП РФ с ми и изменениями 2020-2019 года

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
  • 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.

23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника – юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.

1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.

37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
  • 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • 5) утратил силу. – Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;
  • 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание.

При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Источник: https://koap-kodeks.ru/st-28.1-koap-rf

Поводы, основания, процедура и субъекты для возбуждения уголовного дела

Возбуждение дела

Уголовное дело — это дело, которое правоохранители заводят по статьям УК, если дознание обнаружило признаки совершения преступления.

Возбуждают УД сотрудники дознания и следователь, а решение принимает суд, опираясь на представленные материалы.

В УПК РФ требования к процессу, основания и поводы описаны в статье 140.

Возбуждение УД является начальным этапом в процессе рассмотрения дела. Индивид, в отношении которого заведено дело, не считается преступником или обвиняемым.

Термин «обвиняемый» используют по отношению к человеку, которому официально присвоили данный статус, то есть предъявили обвинение.

Согласно закону, возможность начала уголовного расследования возникает в случае присутствия двух факторов: повода и основания. При этом необходимо, чтобы было их количество было достаточное для дальнейшего рассмотрения.

Почему могут отказать

Причины, по которым в заведении УД может быть оказано, описаны в статье 24 УПК:

  • не имеется событий преступления;
  • в поступках индивида не было состава преступления;
  • сроки давности по рассмотрению дела истекли;
  • человек, совершивший злодеяние, умер;
  • жертва не заявила о событии (когда УД заводится исключительно по ее заявлению).

Когда нет события правонарушения, это означает, что полученные факты о правонарушении после проверки оказались не соответствующими реальности.

Например, сосед оклеветал соседа, поступил звонок о заложенной бомбе и т. д.

Об отсутствии состава преступления можно говорить, если в действиях обвиняемого отсутствуют признаки преступления.

Например, человек обвинил знакомого в нанесении побоев, при проверке выяснилось, что конфликт ограничился словесной перепалкой.

По некоторым статьям установлены сроки, после которых не может быть применено наказание. Например, по нанесению вреда здоровью срок давности составляет 3 года. Это означает, что по истечение 3 лет запрещено привлекать к ответственности.

Однако, часто очень сложно установить конкретные сроки произошедшего события, поэтому УД возбуждается, ведется расследование, а затем принимается решение о прекращении в связи с тем, что истекли сроки давности.

Смерть преступника является основанием для отрицательного решения. Однако, УД возбуждается, если родственники просят реабилитировать умершего или УД возобновляется в отношении других людей из-за появления новых обстоятельств.

Некоторые статьи УК предполагают возбуждение УД, только если жертва или ее законный представитель заявят о произошедшем. Если заявление было подано иным лицом, то следствие ему откажет.

Особую категорию подозреваемых составляют лица, занимающие высокие государственные посты. В их отношении УД возможно возбудить только по решению суда высшей инстанции или разрешения Генеральной или областной прокуратуры.

В этой группе находятся: депутаты всех уровней, судьи, прокуроры.

Также уголовное дело не может быть заведено, если:

  • близкие родственники преступника отказались от показаний против него;
  • если нотариус, адвокат, журналист в ходе выполнения профессиональных обязанностей получили сведения о преступлении, но не сообщили об этом;
  • если человек изначально дал ложные показания, а потом добровольно поменял их на правдивые.

Порядок возбуждения уголовного дела

Нужно соблюдать определенный порядок для начала уголовного дела. Он может меняться в зависимости от ситуации, например, обвинение частного характера направляется к мировому судье, а не в полицию. Рассмотрим наиболее распространенную схему, по которой можно начать дело.

Прядок:

  1. Человеку нужно обратиться с заявлением в полицию, где присутствует просьба начать уголовное дело. Там должны быть перечислены основания для этого. Допускается приложить официальные бумаги, которые доказывают правонарушение.
  2. Получение свидетельства-уведомления о том, что заявка была принята. Должны присутствовать данные о лице, принявшем заявление. Также обязаны стоять дата и подпись.
  3. Дознаватель должен взять показания у заявителя по поводу имеющейся ситуации. Проводится опрос свидетелей, если они есть. Специалист может требовать документы и предметы, которые помогут в деле. Обстоятельства, а также характеристика преступных действий должны быть написаны на бумаге. Это входит в задачи дознавателя.
  4. Все имеющиеся документы передаются прокурору или следователю. Отметим, что именно прокурор может завести УД, либо он может дать на это свое согласие следователю либо дознавателю.
  5. Прокурор может возбудить дело и направить в суд. Также он может дать отказ.

В случае отказа можно подать жалобу, если ответ покажется неправильным. Жалоба должна содержать моменты, подтверждающие неправомерность отказа. Если прокурор принял положительное решение, то на этом дело только начинается.

https://.com/watch?v=WjKc-DUiLig%3Ffeature%3Doembed

Для возбуждения дела важно определить понятия его объекта и субъекта. Объектом выступает правовой статус преступника

Под субъектами понимаются человек, совершивший правонарушение и правоохранительные органы, наделенные полномочиями со стороны государства. Данные субъекты наделены соответствующими правами.

Власть обязует преступника терпеть последствия его деяний, а преступник обязывает власть применять наказание в соответствие с законом, чтобы не допустить незаконного ущемления его интересов.

Уголовная ответственность является правоотношениями между государством и преступником.

Возбудить уголовное дело имеют право следующие лица:

  • следователь;
  • руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • начальник подразделения дознания;
  • дознаватель.

Функции органов дознания могут также выполнять (ст. 40 УПК):

  • капитаны морских и речных судов дальнего плавания;
  • руководители удаленных геологоразведочных и антарктических станций;
  • главы дипломатических и консульских учреждений.

Юридическая практика

Использование положений статьи 140 УПК РФ – это повседневная рабочая практика органов предварительного следствия.

Примеры применения данной части уголовно-процессуального закона выглядят следующим образом:

  • 29 сентября 2017 года дежурный следователь И. принял заявления от гражданки К. о пропаже ее гражданского супруга С. Последний не появлялся дома и не выходил на связь более 72 часов. После проведения доследственных мероприятий выяснилось, что гражданин С. все это время находился в квартире у своего друга, и был обнаружен участковым в состоянии алкогольного опьянения. В возбуждении было отказано по факту отсутствия состава преступления.
  • 3 августа 2016 года следователь А. принял заявление от гражданина Б., который утверждал, что получил телесные повреждения в результате развития бытового конфликта с соседом, гражданином В. После проведения экспертизы, факты, указанные в заявлении, нашли подтверждение. Следователь А. возбудил дело по факту причинения легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ).
  • 18 мая 2017 года в дежурную часть поступил звонок от гражданина А., который утверждал, что обнаружил труп на пустыре за домом. На место происшествия прибыла следственная группа. При осмотре трупа были обнаружены следы насильственной смерти. Уголовное дело по статье 105 было возбуждено незамедлительно.
  • 1 декабря 2016 года гражданин Б. подал заявление. В нем он утверждал, что в компании, из которой он уволился, началась выплата «серых зарплат». Именно это стало причиной его увольнения по собственному желанию. Согласно положениям части 1.1 статьи 140 УПК РФ, следователь не вправе самостоятельно принимать решения о возможности возбуждения уголовного дела по такому поводу. Он перенаправил информацию в налоговый орган. В результате проведения камеральной проверки, полученные сведения подтвердились, и было возбуждено уголовное по факту уклонения от уплаты налогов (статья 199 УК РФ).

Часто юридическая практика противоречит положениям статьи 140 УПК РФ. В случае крупного трагического происшествия принято незамедлительно возбуждать дело, хотя признаки преступления еще не выявлены. Такое положение вещей неоднозначно.

С одной стороны, чем раньше возбуждено дело, тем раньше начнется предварительное расследование. С другой же стороны, уголовный процесс не может быть начат ранее обнаружения признаков преступления, но противоречие закону – это лишь меньшее из зол. Зачастую признаки «притягиваются» или даже фальсифицируются. А если есть факт преступления, то найдется и виновный.

Примером подобному может послужить прогремевший на всю страну пожар в торговом центре «Зимняя Вишня». Одним из обвиняемых в происшествии является охранник Сергей А., который по мнению многих специалистов в области юриспруденции, назначен «крайним».

Какие решения чаще всего принимаются в соответствии со статьей 140 УПК РФ?

За 11 месяцев 2017 было возбуждено свыше 2 050 000 уголовных дел. При этом количество поводов, то есть заявлений, явок с повинной и т.д. было в разы больше. Поводы не нашли подтверждения.

Чаще всего следователи отказывают в возбуждении уголовных дел по следующим причинам:

  • отсутствие признаков и состава преступления;
  • противоправное действие попадает под положения Административного или Гражданского кодекса;
  • истечение сроков давности преступления.

Реже всего отказ в возбуждении уголовного дела обусловлен смертью подозреваемого.

Частное обвинение

Поводом для возбуждения уголовного дела может стать не только подача заявления в полицию. При совершении ряда преступлений, указанных в первых частях статей 115, 116 и 128,1 УК РФ, уголовное дело может быть возбуждено путем подачи заявления напрямую в суд.

В России практика частных обвинений не является распространенной. Чаще всего потерпевшие предпочитают обращаться в полицию. А в случае побоев (ст. 116), нанесения легких телесных повреждений (ст. 115) и клеветы (ст. 128.1), и вовсе игнорируют возможность получения защиты от государства.

Источник: https://mup-info.com/povody-i-osnovania-dla-vozbuzdenia-ugolovnogo-dela/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.