Виды правонарушений административное уголовное

Содержание

Теория государства и права. Курс лекций

Виды правонарушений административное уголовное

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Основными критериями разграничения преступлений и проступков являются: характер и степень общественной вредности, субъективный фактор и др.

Меры ответственности определены санкциями правовых норм, которые содержат итоговую правовую оценку деяния. Санкции бывают правовосстановительными и штрафными (карательными).

Преступления (уголовные правонарушения) — это общественно опасные, запрещенные законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на наиболее значимые интересы и подпадающие под запрет уголовного законодательства.

Преступления отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, причиняют более тяжелый вред охраняемым в законодательстве интересам. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за приготовление, покушение на него.

В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Итак, преступление — это только деяние (действие или бездействие), общественно опасное (учитывается характер и степень общественной опасности), противоправное (запрещенное Уголовным кодексом), виновное, наказуемое.

Основным критерием классификации преступлений является степень общественной опасности (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления).

Законодательная классификация преступлений имеет непосредственно важное значение по вопросам применения уголовного закона:

  • категория преступления учитывается при установлении опасного и особо опасного рецидива;
  • при осуждении к лишению свободы, при выборе вида исправительного учреждения с учетом категории преступления;
  • пожизненное лишение свободы может назначаться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь;
  • при назначении наказания по совокупности преступлений в зависимости от их категории либо допускается, либо исключается применение принципа поглощения менее строго наказания более строгим;
  • сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности обвинительного приговора суда определяются категорией совершенного преступления и др.

Преступление — наиболее опасный вид правонарушения. Фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели деяния. В отдельных случаях преступление отличается от других правонарушений только по форме вины (например, при умышленной вине причинение легкого вреда здоровью образует преступление).

Иногда деяние становится преступлением лишь при систематическом совершении. Общественная опасность — свойство всех правонарушений, преступление отличается от иных правонарушений более высокой степенью общественной опасности. Преступление — деяние уголовно-правовое, предусмотренное только уголовным законом.

Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются Семейным, Гражданским, Трудовым кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, ведомственными дисциплинарными уставами и др. Эти правонарушения характеризуются неуголовной противоправностью.

Отличие преступлений от иных правонарушений по юридическим последствиям заключается в том, что преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость.

Проступки — это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. Проступки классифицируются применительно к отраслям права по видам отношений, по видам взысканий и др. Эта классификация имеет следующий вид:

  • гражданские проступки (деликты) — это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданские проступки связаны с причинением имущественного или морального вреда. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, исполнение неисполненной обязанности и др.;
  • административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Виды административных взысканий (штраф, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и др.) детально определены Кодексом об административных правонарушениях. Взыскание налагается не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения. К критериям, отграничивающим административное правонарушение от преступления, относятся: «наличие или отсутствие тяжких последствий, размер материального ущерба, причиненного правонарушением, повторность или неоднократность деяния либо применение за него административного воздействия».

Юридический состав административного правонарушения — это установленная нормами права совокупность элементов, при наличии которых деяние влечет административную ответственность.

Такими элементами являются объект, субъект, объективная и субъективная стороны административного правонарушения.

Анализ каждою из этих элементов важен для обеспечения законности при привлечении к административной ответственности, отграничения совершенного административного проступка об других видов правонарушений, в частности от смежных с ним преступлений.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были принятые все зависящие от него меры по их соблюдению.

Дисциплинарные проступки — это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, нарушающие в основном порядок отношений подчиненности по службе.

Дисциплинарные проступки нарушают трудовую, служебную, учебную дисциплину и влекут за собой дисциплинарную ответственность (замечание, выговор, увольнение и др.).

Дисциплинарное взыскание налагается администрацией предприятия, учреждения или организации. Давность дисциплинарного взыскания — один год.

Законодательство о государственной службе выделяет однократное, грубое нарушение дисциплины как основание для применения мер дисциплинарной ответственности (включая освобождение от должности) за нарушение законов и указов Президента РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение названных актов, решений судов.

Если указанные грубые нарушения дисциплины совершены преднамеренно, то они являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Органы, уполномоченные рассматривать трудовые споры о нарушениях трудовой дисциплины, вправе отменить наложенное дисциплинарное взыскание, но не могут заменить меру взыскания (это прерогатива работодателя).

Действующее трудовое законодательство предусматривает возможность обжалования наложенного дисциплинарного взыскания в государственную инспекцию труда и в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Источник: https://isfic.info/sunzov/bagme75.htm

Понятие и виды правонарушений. Уголовный и административный кодексы РФ

Виды правонарушений административное уголовное

В современное время, гражданами совершается большое количество различных правонарушений, которые относятся к различным отраслям российского законодательства. Административные правонарушения не несут большой угрозы обществу, как, например, уголовные злодения, но в то же время они преследуются по закону и имеют неприятные последствия в виде юридической ответственности.

Уголовный и административный кодексы РФ: особенности, схожие черты

В россиийском закондательстве привлечь человека за содеянное можно по нескольким нормам права, вопрос здесь будет только в том, какое правонарушение он совершил.

Как правило, уголовный и административный кодексы содержат в себе перечень статей за различные правонарушения в разнообразных сферах жизни общества, но главное их отличие друг от друга заключается в том, что в административном законодательстве правонарушение не влечет за собой опасных и негативных последствий, как в уголовном, тем самым не несет в себе особых последствий для правонарушителя.

В криминальном законодательстве понятие “правонарушение” уже называется преступным деянием и является общественно опасным, потому что влечет за собой появление у виновного лица судимости, которая погашаетсчя через определенное количество лет.

За совершение административного правонарушения можно оказаться в изоляторе временного содержания на несколько дней, а в случае совершения преступления этот срок может составлять даже несколько недель до того момента, пока подозреваемого не переведут в следственный изолятор.

Наказание за совершение того или иного вида правонарушения выносится только судом, в этом и заключается главная схожесть административного и уголовного кодексов.

Понятие и виды правонарушений

Правонарушение означает противоправное деяние, которое наносит вред обществу. Совершение правонарушения может быть вызвано личностными мотивами виновного лица и затрагивать различные сферы жизни общества.

Правонарушения делятся на следующие виды:

  • проступок, который не является особо опасным для общества, но несет в себе нарушение правовых норм;
  • преступление является особо опасным для общества и каждого человека в отдельности и регулируется нормами уголовного права.

Примером проступка является нарушение дисциплины при выполнении должностных обязанностей, неподчинение руководству.

Примером преступления может быть любое действие физического лица, которое подпадает под действие уголовного закона.

Понятие и виды правонарушений существуют во всех общественных правоотношениях, что, в свою очередь, разделяет правонарушение в виде проступка на следующие подвиды:

  • дисицплинарные (при осуществлении трудовых обязанностей);
  • административные (нарушение общественного порядка);
  • гражданско-правовые (в области имущественных и личных неимущественных отношений).

Уголовное деяние

Перечень всех преступлений с указанием статей содержится в Уголовном кодексе РФ, который представляет собой единый сборник законов за преступные злодеяния.

Уголовное правонарушение представляет собой опасное, противоправное деяние, которое своим действием либо бездействием нарушает права и свободы других граждан, что впоследствии порождает возникновение ответственности за содеяннное.

В свою очередь, преступления подразделяются на следующие виды:

  • умышленные, которые с самого начала их совершения имеют преступный и злой умысел;
  • неосторожные, совершенные в связи с небрежным отношением лица к своим обязанностям либо по халатности.

Понятие и виды правонарушений в области криминального законодательства обладают наивысшей степенью повышенной опасности и носят особый, противоправный характер содеянного.

Примером неосторожных злодеяний является статья 264 УК РФ, когда неострожные действия водителя приводят к смерти и тяжким последствиям здоровья пассажира или пешехода.

Примерами умышленных злоденяний выступают: убийство, изнасилование, кража, мошенничество, грабеж и другие деяния, предусмотренные особенной частью кодекса о преступлениях.

Уголовное правонарушение является особо опасным злодеянием, правовыми последствиями которого будет судимость.

Формы вины совершенного злодеяния

Существует две основные формы вины физического лица:

В соответствии с двумя этими значениями определяется категория преступного деяния и в дальнейшем наказание за содеяннное.

Умышленные деяния имеют прямой умысел, а лица, их совершающие, осознают всю противоправность своих действий.

Неосторожные преступления совершаются по небрежности, и лицо не ожидает и не желает наступления негативных последствий.

Закон об административных правонарушениях

Понятие и виды правонарушений в КОАП РФ имеют точно такие же особенности, как и в уголовном законодательстве, единственное, что отделяет административные проступки от преступных деяний – это наименьшая степень общественной опасности и отсутствие сильных негативных последствий в виде судимости.

Кодекс об административных правонарушениях РФ, регулирующий предупреждение правонарушений в области общественного порядка, государственной власти, правил дорожного движения, а также запрещающий иные правонарушения и предусматривающий наказание за них, – это основной закон об административных правонарушениях.

Формы вины за административное правонарушение

Совершение правонарушения в области административного права влечет за собой наступление административной ответственности, которая может быть выражена в виде штрафа, ареста, приостановки деятельности, предупреждения.

Административные правонарушения по форме вины разделяются на:

Умышленные административные правонарушения – это противоправные общественные деяния, лицо, их совершившее, предвидело негативные последствия и желало их наступления.

Примером таких правонарушений может служить: курение в общественном месте, когда гражданину известно о том, что это запрещено законом, и он все равно совершает противоправные действия, надеясь на то, что избежит наказания в виде штрафа.

Неосторожные правонарушения в области административного законодательства – это случайные, небрежные действия или бездействия виновного лица, которое не желало наступления негативных последствий.

В данном случае примером может быть нарушение правил дорожного движения водителем, который перед поездкой на транспортном средстве не проверил исправность всех электроприборов в автомобиле, в итоге получил штраф за не горевшую на фаре лампочку.

Лица, совершающие правонарушения

В области административных правонарушений деяние может быть совершено юридическими и физическими лицами.

Пример привлечения к ответственности юридического лица следующий: в клубе приостановлена деятельность из-за нарушения требований пожарной безопасности, а инспекцией государственного пожарного надзора вынесено предписание, в соответствии с которым, нужно устранить указанные в нем нарушения в срок, если требование не будет исполнено к положенному сроку, то штраф будет наложен на юридическое лицо.

В уголовном законодательстве лицом, совершившим преступное деяние, может быть только физическое лицо или группа физических лиц, которые и будут нести ответственность за содеяннное. Например: один гражданин ограбил гражданку и забрал у нее сумку, в связи с чем он был привлечен к ответственности за грабеж, в итоге получил 2 года колонии и отправился отбывать наказание в места лишения свободы.

Источник: https://FB.ru/article/258977/ponyatie-i-vidyi-pravonarusheniy-ugolovnyiy-i-administrativnyiy-kodeksyi-rf

«Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»: схожесть и различия (Хавронюк Н.И. д. ю. н., профессор)

Виды правонарушений административное уголовное

ХАВРОНЮК Н.И.

д. ю. н., профессор

«Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:

схожесть и различия

Все эти виды правонарушений – публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений – от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе – все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор – посредник, примиритель), фасилитации (фасилитатор – тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт – самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

– урегулирования и предупреждения;

– разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект – предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него – восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, – т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку – она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу – из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

– преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

– административными проступками;

– дисциплинарными проступками.

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: – уголовных правонарушений – очень широк; – административных проступков – порядок государственного управления, администрация; – дисциплинарных проступков – трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: – предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), – а если последствия не предусмотрены, то:

– созданием опасности наступления тяжких последствий;

– опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины – чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом – общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

– воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

– вмешательство в законную деятельность представителей работников;

– финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, – в степени общественной опасности (хулиганство – мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью – причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны – разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть – карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах – самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

Именно поэтому:

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений. Это – «административные проступки».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача – обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

– признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

– обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

– взыскать с ответчика средства;

– временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

– принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

– признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Административный суд разрешает конфликт на основе принципа состязательности.

При этом по делам о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий:- обязанность доказать правомерность своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика; – суд может собирать доказательства по собственной инициативе, – все это сделано для того, чтобы гражданин не был беззащитным перед государственной машиной, а мог чувствовать себя равным субъектом правоотношений.

Пример – ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него – как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, – а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти.

Эта ответственность должна реализовать две цели – покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности – и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, – напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, – нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка – от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект – на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

– часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

– часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки – административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия – природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП – должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека – в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков – от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

– работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

– военнослужащие;

– лица, находящиеся под стражей и осужденные;

– ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности – и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной – за уголовные и административные правонарушения.

Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст.

22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины – за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

– для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

– для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

– для учеников, слушателей, студентов – отчисление (ст. 39 Закона «О профессионально-техническом образовании», ст. 45 Закона «О высшем образовании»; ч. 10 ст. 17 Закона «О военной обязанности и воинской службе»).

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Март 2014 г.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33839427

Отличия уголовной ответственности от административной

Виды правонарушений административное уголовное
Уголовная и административная ответственность существенно отличаются друг от друга, однако, несмотря на это, у них очень много общих черт. В статье разберем, что представляют собой оба вида ответственности, и перечислим их сходства и различия.

Прежде чем разобрать отличия административной ответственности от уголовной ответственности, необходимо понять, что они из себя представляют.

Общая характеристика административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.

Состав же предусматривает наличие четырех элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.).

Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо).

Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).

За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия нарушения;
  • лишение права;
  • арест;
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение массовых мероприятий.

Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.

Общая характеристика уголовной ответственности

В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст.

14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст.

105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.

Положения ст. 24 УК РФ предусматривают 2 формы вины в совершении преступления: умысел и неосторожность. Целью наказания, согласно ст. 43 УК РФ, является восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения преступлений вновь.

В силу ч. 1 ст. 60 УК РФ при совершении преступления назначается наказание, которое соответствует степени общественной опасности деяния. При этом учитываются характер и степень опасности преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние наказания на осужденного и его семью.

Наказание может быть назначено только при наличии состава преступления. Он аналогичен таковому в административном праве и состоит из 4 элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Виды наказаний определены в ст. 44 УК РФ. К ним относятся:

  • штраф;
  • лишение права занимать какие-либо должности;
  • лишение звания;
  • обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы;
  • ограничение по воинской службе;
  • ограничение или лишение свободы (в том числе пожизненное);
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • смертная казнь (в настоящее время не применяется из-за введенного моратория).

Чем отличается административная ответственность от уголовной?

Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

  1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
  2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
  3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
  4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
  5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
  6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
  7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
  8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
  9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
  10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
  11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
  12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
  13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
  14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
  15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

Сходства рассматриваемых видов ответственности

Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:

  1. И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
  2. Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
  3. Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
  4. Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
  5. Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
  6. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
  7. В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
  8. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.

***

Таким образом, административная и уголовная ответственность имеют как сходства, так и различия. Однако сравнивать их имеет смысл только исходя из теоретического интереса, т. к. это разные процедуры, урегулированные различными законодательными актами и преследующие разные цели.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Источник: https://pravobez.ru/articles/Otlichiia-ugolovnoi-otvetstvennosti-ot-administrativnoi-79755.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.