Виды наказаний в уголовном праве рб

Виды наказаний в Республике Беларусь

Виды наказаний в уголовном праве рб

Введение3
ГЛАВА 1 Понятие и признаки наказания5
ГЛАВА 2  Понятие, содержание и значение системы наказаний9
2.1 Классификация наказаний9
ГЛАВА 3 Характеристика видов наказаний13
3.1 Общественные работы. Штраф13
3.2 Исправительные работы. Арест14
3.3 Ограничение свободы. Лишение  свободы16
3.4 Пожизненное заключение. Смертная казнь19
ГЛАВА 4 Дополнительные наказания22
4.1 Лишение воинского или  специального звания22
4.2 Конфискация имущества23
Заключение27
Список использованных источников29

ВВЕДЕНИЕ

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания.

Преступление и наказание тесно связаны. Наказание — это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением.

Признак уголовной наказуемости — обязательный признак понятия преступления. Не может существовать понятие преступления без наказания, и наоборот.

Исторически первой формой уголовного наказания (точнее, предпосылкой к появлению такового) была кровная месть, затем возник материальный выкуп, устрашающие и изолирующие виды наказаний.

Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия.

История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия – расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления.

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания.

Важным фактором в данном вопросе является то, что обеспечить цели стоящие перед уголовным наказанием может лишь такое наказание, которое объективно соответствует содеянному, которое наиболее полно отражает общественную опасность совершенного деяния. Слишком мягкое наказание подрывает авторитет уголовной юстиции, вызывает у осужденного чувство безнаказанности.

Слишком суровое наказание также подрывает авторитет власти, вызывает у осужденного чувство беззаконности. В связи с этим вопрос о наказании в уголовном праве до сих пор актуален.

Цель курсовой работы состоит в изучении понятия, классификации и видов наказания в уголовном праве Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы следующие:

1. рассмотреть понятие и признаки наказания в уголовном праве Республики Беларусь;

2. выделить особенности системы наказаний в уголовном праве;

3. изучить действующую классификацию и виды наказаний в уголовном праве Республики Беларусь;

4. рассмотреть особенности назначения уголовного наказания.

Предмет исследования в курсовой работе  – уголовное наказание.

Объект исследования – правовые отношения, возникающие в процессе назначения уголовного наказания.

Методологической основой являются следующие методы:

– диалектический

– исторический,

– сравнительно-правовой.

Курсовая работа состоит из четырех глав, введения, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1  ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАКАЗАНИЯ

Вопрос о понятии и сущности уголовного наказания является одним из центральных в теории и судебной практике. Для понятия института наказания важно знать историю его развития.

Деятельность государства по назначению наказания за совершенные преступления является важнейшей составной частью его уголовной политики, содержание которой во многом зависит от смягчения, либо усиления репрессий, судебного наказания либо внесудебного карательного произвола.

Проблемы уголовного наказания, установления критериев, определяющих пределы судейского усмотрения, достаточности мер наказания при оценке различных видов преступлений являлись предметом изучения представителей различных разделов знаний: теологических, философских и особенно правовых.

Цель наказания – это тот конечный, мыслимо предвосхищаемый результат, которого стремится достичь государство, применением наказания.

Наказание является самостоятельной мерой уголовной ответственности. Его понятие определено в ст. 47 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Наказание – это принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемая по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Поскольку наказание является мерой уголовной ответственности, то ему присущи все признаки, характерные для мер такой ответственности. Вместе с тем, оно по своему содержанию занимает особое место в системе мер уголовно-правового воздействия.

наказания состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, которые предусмотрены уголовным законом. В теории уголовного права совокупность лишений и ограничений, составляющих содержание наказания, называют карой. Такое понятие требует уточнения в той части, что кара есть совокупность существенных лишений и ограничений прав и свобод осужденного.

Они представляются существенными как по важности самих прав и свобод, которых лицо лишается или которые ограничиваются (право на свободу, на жизнь, право собственности, право на уважение достоинства и др.), так и по объему лишений и ограничений (лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества и др.).

Кара может иметь различные характер и степень, по которым и различаются виды наказаний. Она может быть физического, имущественного, морального характера. Например, в таких наказаниях, как исправительные работы, штраф, конфискация имущества, превалирует кара имущественного характера.

Наказания в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни содержат преимущественно кару физического характера. Совокупность правоограничений, характерных для конкретного вида наказания, составляет объем кары в этом наказании.

Но любое наказание связано и с моральными ограничениями и лишениями.

Рассматривая признаки наказания, отметим, что многие из них совпадают с признаками мер уголовной ответственности.

Как и любая мера уголовной ответственности, наказание является мерой уголовно-правового воздействия, которая:

– предусмотрена только в уголовном праве;

– назначается судом от имени государства;

– назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления;

– носит публичный характер;

– исполняется специальными органами;

– создает состояние судимости.

Однако исходным критерием, посредством которого следует отграничивать наказание от иных мер уголовной ответственности, является его содержание, т.е. кара.

Иные меры уголовной ответственности именно потому, что они иные, не должны иметь своим содержанием кару.

Как указывается в литературе, по своему содержанию они представляют конкретно определенную систему правовых средств профилактического, исправительного и испытательного характера, которые применяются в отношении осужденного в режиме осуждения.

Таким образом, главным критерием отграничения наказания от иных мер уголовной ответственности служит их содержание. Наказание имеет своим содержанием кару, иные меры уголовной ответственности карательным содержанием не обладают.

Поскольку наказание наделено карательным содержанием, оно наряду с общими признаками, свойственными всем мерам уголовной ответственности, характеризуется и своими, специфическими признаками. К ним относятся следующие:

1) наказание – главная мера уголовной ответственности, оно занимает ведущее место среди всех мер уголовной ответственности, применяемых в судебной практике (назначается к более чем 80% всех осужденных по приговору суда);

2) наказание предусмотрено в уголовном кодексе Республики Беларусь в целостной системе, и виновному не может быть назначено наказание, которое не указано в данной системе;

3) наказание предусмотрено не только в системе наказаний, но и в санкциях статей Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь. Оно назначается на основе и в пределах каждой конкретной санкции и выход за ее пределы возможен только в случаях, предусмотренных ст. 70 Уголовного кодекса Республики Беларусь (назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законом);

4) осуждение виновного лица по приговору суда всегда связано с решением вопроса о назначении наказания, освобождением от его отбывания или о неназначении наказания. Иные меры уголовной ответственности применяются только в том случае, когда достижение целей уголовной ответственности возможно без отбывания назначенного судом наказания либо без его применения;

5) наказание, назначенное виновному в совершении преступления лицу, создает состояние судимости в течение определенного срока после его отбывания (за исключение тех случаев, когда оно назначается за преступление, совершенное по неосторожности);

6) угрозой наказания, предусмотренного в санкции статьи Особенной части уголовного кодекса за конкретное преступление, обеспечивается общее предупреждение как цель уголовной ответственности.

Для уяснения сущности наказания как меры уголовной ответственности его следует отграничивать от иных мер государственного принуждения, а также от мер общественного воздействия.

Отграничение наказания от других мер государственного принуждения можно провести по следующим критериям:

1) по источнику регулирования: виды наказания, их содержание и порядок назначения определены только в уголовном кодексе Республики Беларусь. Другие меры государственного принуждения (например, меры административного, дисциплинарного взыскания, меры гражданско-правовой ответственности) предусмотрены в соответствующем законодательстве (административном, трудовом, гражданском и т.п.);

2) по направленности применения: наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, иные меры государственного принуждения применяются к лицам, совершившим не преступления, а другие правонарушения (например, административные, дисциплинарные проступки и т.п.);

3) по субъекту применения: наказание назначает только суд (судья) и исполняется оно специальными органами и учреждениями (уголовно-исполнительные инспекции, учреждения уголовно-исполнительной системы).

Иные меры государственного принуждения могут назначаться не только судьей, но и другими органами (должностными лицами): административные комиссии при исполнительных комитетах Советов депутатов, комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, руководители организаций и др.;

4) по характеру и объему ограничений и лишений. м наказания является кара, т.е. совокупность существенных ограничений и лишений прав и свобод осужденного, применяемых на основе осуждения виновного лица.

Характер и объем ограничений и лишений прав и свобод, составляющих содержание иных мер государственного принуждения, и при этом не связанных с осуждением лица, не являются настолько существенными, чтобы их считать карой;

5) по правовым последствиям: наказание создает состояние судимости. Другие меры государственного принуждения, поскольку они не связаны с осуждением лица, такого состояние не создают.

От мер общественного воздействия наказание отличается своей природой. Наказание – это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Меры общественного воздействия не относятся к мерам государственного принуждения, они применяются не от имени государства, а от имени какой-либо организации.

В настоящее время уголовный кодекс Республики Беларусь не предусматривает применение мер общественного воздействия к лица, совершившим преступление.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C/491091_3551294_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Понятие наказания, система и виды наказания по уголовному законодательству Республики Беларусь

Виды наказаний в уголовном праве рб

17.02.2012 Дмитрий Рубрика: Лекции по уголовному праву»

Понятие наказания, система и виды наказания по уголовному законодательству

Республики Беларусь

Законодательное определение наказания дается в статье 47 УК РБ, согласно которой наказание – это принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемая по приговору суда к лицу, осужденному за преступление и заключающееся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия потому, что по своему содержанию оно является:

  1. Мерой государственного принуждения, т.е. лишает, ограничивает человека в определенных правах и свободах

  2. Принуждением, основанным на применении уголовно-правовой санкции.

Поэтому не являются наказанием однотипные по названию иные меры воздействия (штраф, исправительные работы, арест).

Наказание – это не просто принуждение, а принуждение карательного характера в отношении осужденного за преступление.

Уголовно-правовое принуждение к применению наказания основывается на режиме осуждения виновного по приговору суда за совершенное преступление.

Назначение и применение соответствующей карательной меры на основе осуждения лица за совершенное преступление и определяет соответствующую карательную меру воздействия в качестве уголовного наказания.

Как особая мера государственного принуждения, наказание обладает рядом специфических признаков, присущих только ему и отличающих его от иных мер государственного принуждения: административного, гражданско-правового и дисциплинарного.

Отличия:

  1. Уголовное наказание – это особая мера государственного принуждения, применяемая только на основании уголовно-правовой санкции

  2. Наказание применяется только судом, никакой другой орган государства не имеет права признать обвиняемого виновным и назначить ему наказание
  3. Наказание представляет собой кару за содеянное, т.е. за преступление. Оно влечет за собой определенные лишения и ограничения прав и свобод осужденного

  4. Наказание влечет за собой судимость как правовое последствие наказания

К лицам, совершившим преступление, применяются следующие виды наказания:

  • Общественные работы

  • Штраф

  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

  • Исправительные работы

  • Ограничения по военной службе

  • Арест

  • Ограничения свободы

  • Лишение свободы

  • Пожизненное заключение

  • Смертная казнь (основные наказания)

К дополнительным наказаниям относятся:

  • Лишение воинского или специального звания

  • Конфискация имущества

Смешанные виды наказания, которые могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного, к ним относятся:

  • Общественные работы

  • Штраф

  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Система основных наказаний представляет собой установленный законом исчерпывающий перечень видов наказания, расположенный в порядке, отражающим сравнительную тяжесть одного наказания по отношению к другому.

В систему наказаний включены все основные наказания не зависимо от того носят они общий или специальный характер (например, ограничение по военной службе), а также те наказания, которые ввиду их исключительности применяются только на альтернативной основе. Не включены в данную систему наказаний наказания, которые могут применяться в качестве дополнительных (например, лишение воинского звания и конфискация имущества).

По своему содержанию система наказаний является правовой, и поэтому обязательной в части как перечня вида наказаний, так и их сравнительной тяжести при применении соответствующих норм уголовного закона.

Общественные работы (статья 49 УК РБ):

Общественные работы, как наказание заключается в принудительном привлечении осужденного на безвозмездной основе к общественно полезным работам, не требующим специальной подготовки или квалификации.

Общественные работы могут назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания к штрафу, или лишению права занимать определенные должности, либо заниматься определенной деятельностью.

Общественные работы в качестве основного наказания могут назначаться осужденному к штрафу в порядке замены в случае невозможности взыскания штрафа и при отсутствии признаков уклонения от его оплаты.

В качестве основного наказания, общественные работы могут назначаться также в порядке применения статьи 70 УК, т.е.

назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законом, а также при замене не отбытой части наказания более мягким.

Общественные работы не могут быть назначены:

  • Лицам, не достигшим 16-летнего возраста

  • Женщинам в возрасте свыше 55 лет, и мужчинам в возрасте 60 лет

  • Беременным женщинам

  • Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

  • Инвалидам 1 и 2 группы

  • Лицам, имеющим статус военнослужащих
  • Иностранным гражданам и постоянно проживающим в РБ лицам без гражданства

  • Лицам больным активной формой туберкулеза

При возникновении таких обстоятельств суд, по представлению уголовно-исполнительной инспекции освобождает осужденного от дальнейшего отбывания данного наказания.

Срок отбывания общественных работ исчисляется часами, в течение которых осужденный выполнял определенные для него работы. Продолжительность общественных работ устанавливается судом в пределах от 60 до 240 часов.

Осужденным, обучающимся в учебных учреждениях, либо имеющим постоянное место работы, общественные работы назначаются на срок не свыше 4-х часов в свободное от учебы или работы время.

Не обучающимся в учебных заведениях и не работающим, срок общественных работ может назначаться свыше 4-х часов, с их согласия, но не более 8 часов в день.

Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

Порядок исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяется уголовно-исполнительным кодексом.

Они исполняются уголовно-исполнительной инспекций по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с инспекциями, в соответствии с выдаваемым каждому осужденному индивидуальным графиком выполнения работ.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ, уголовно-исполнительная инспекция объявляет осужденному официальное предупреждение об ответственности в соответствии с законодательством РБ.

В случае злостного уклонения от отбывания общественных работ, осужденный привлекается к уголовной ответственности по статье 419 УК РБ. Злостно уклоняющимся от отбывания этого наказания признается осужденный:

  1. Не вышедший на общественные работы без уважительных причин более 2-х раз после официального предупреждения в течение отбывания данного наказания

  2. Совершивший более 2-х раз после официального предупреждения нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ

  3. Скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания

В соответствии со статьей 419 УК РБ злостное уклонение от отбывания общественных работ наказывается арестом на срок до 3-х месяцев. В этом случае суд назначает наказание по совокупности приговоров, т.е. к вновь назначенному наказанию в виде ареста присоединяет не отбытый срок общественных работ из расчета, что один день ареста соответствует 24 часам общественных работ.

Вопросы к семинару:

  1. Понятие, основания и условия уголовной ответственности

  2. Осуждение, формы реализации уголовной ответственности

  3. Цели уголовной ответственности

  4. Понятие наказания и его признаки, отличие наказания от иных мер государственного принуждения

Понятие и значение системы наказания, основные, дополнительные и смешанные наказания

Для развития хочу сказать что штраф за несвоевременную сдачу отчетности в фсс велики.

Метки текущей записи:

закон, норм, осужденный, Понятие, права, право, признак, принуждение, спор, статус, штраф

Источник: http://bip-ip.com/ponyatie-nakazaniya-sistema-i-vidyi-nakazaniya-po-ugolovnomu-zakonodatelstvu-respubliki-belarus/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.