Виды должностных лиц

Признаки и понятия должностного лица

Виды должностных лиц

Учитывая такие особенности, следует отметить, что должност-

ное лицо – это гражданин (постоянно или временно либо в соответ-

ствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции

исполнения властных полномочий либо выполняющий организаци-

онно-распорядительные или административно-хозяйственные

функции в государственных органах, органах местного самоуправ-

ления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и

организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы

минимальной возможностью приводить в действие принудитель-

ный механизм правообеспечения.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1. Представитель власти, т. е.

лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе.

Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения.

К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функ-

§ 3. Понятие и признаки должностного лица_________________755

ции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•{чэрый был использован при совершении преступного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т. п.).

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, Проведение занятий, прием зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е.

такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения.

Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки “1)ыл в свое время осужден консультант Л. И.

Брежнева Бровин.

В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта, — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент России, Председатель федерального Прави-teльcтвa, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов Федерации, председа-

756_________Глава 20. Преступления против государственной власти

тели палат представителей и т. д. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы все должности в государственных органах подразделяются на категории “А”, “Б”, “В”, перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности России и субъектов ее Федерации, перечислены в категории “А” Реестра.

Виды должностных лиц.

Можно квалифицировать должностных лиц:

1) по объему служебных полномочий: – на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер; – должностные лица, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).

2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: – руководителей – специалистов, уполномоченных совершать действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

Смирнов В.К. считает признаком должностного лица обладание распорядительно-дисциплинарной властью. Должностное лицо имеет следующие признаки:

1) обязанность организовывать процесс производства, создавать нормальные условия труда, обеспечить контроль над мерой труда и потребления, а также надлежащую трудовую дисциплину;

2) полномочия по утверждению локальных норм;

3) наличие ответственности за исполнение своих обязанностей.

Административно-правовой статус должностных лиц не является неизменным, он укрепляется вместе с развитием государства, одновременно с совершенствованием правового регулирования общественных отношений.

В заключение я хочу привести свое определение понятия «должностного лица», за основу которого я взял определение данное в ч.1 ст.164 УК Украины в редакции от 11 июля 1995 г.

Должностные лица – это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям и влекущие юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущего повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для него правил. Очень важным моментом в данном определении будет являться часть, говорящая о независимости от форм собственности, так как во всех ранее приводимых формулировках во внимание принимались лишь государственные и общественные организации, учреждения и предприятия.



Источник: https://infopedia.su/8x1092d.html

Понятие и виды должностного лица

Виды должностных лиц

Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах:

А. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными полномочиями, без которых невозможно представлять государственную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую).

Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием государственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи, и прокурор также являются должностными лицами. До принятия Конституции 1993 г. Президент РФ квалифицировался как высшее должностное лицо. Таковым он фактически является и сейчас.

Кстати, в конституциях многих республик статус их президентов характеризуется именно так.

Должностные лица этой категории наделяются наиболее значимыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях. Имеется в виду представление ими данного государственного органа в отношениях с другими органами государственной власти, с органами местного самоуправления, с негосударственными организациями и гражданами.

Юридически властные полномочия этих должностных лиц реализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном подчинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчиненных.

Например, такие должностные лица полномочны предъявлять названным лицам и организациям основанные на законе требования, давать обязательные к исполнению указания, применять предусмотренные законодательством меры внесудебного (административного) принуждения, включая меры административной ответственности.

Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.

Справедливо следующее заключение: не всякое должностное лицо обладает полномочиями представителя власти, но всякий представитель власти (в распространенном понимании) есть должностное лицо.

Иногда таких должностных лиц называют представителями административной власти. Это неверно, так как сужает реальное понимание должностного лица как представителя именно публичной власти.

Ведь судья или прокурор также представляют власть, которая не носит характер административной.

Поэтому, например, должностных лиц милиции, контрольно-надзорных органов, чаще всего обозначаемых в качестве представителей именно административной власти целесообразнее характеризовать как представителей или уполномоченных того или иного органа исполнительной власти, т.е. субъекта именно публичной власти.

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов.

Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу.

В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отношении подчиненных им работников. Например, правовые акты ректора вуза обязательны для всех работников данного вуза.

Их полномочия включают, например, право издавать юридически обязательные акты, действующие в системе данного министерства, данной подведомственной государственному органу сфере деятельности; приостанавливать или отменять неправомерные акты подведомственных им иных государственных органов и должностных лиц; распоряжаться вверенным данному государственному органу государственным имуществом; назначать и освобождать от должностей нижестоящих работников; поощрять их, а в необходимых случаях и наказывать и т.д.

В. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного органа).

Какова роль этих служащих, составляющих рабочий костяк каждого государственного органа? Они также являются должностными лицами с определяемым должностными инструкциями комплексом служебных обязанностей и прав и, конечно, компетенцией (включая и полномочия).

Но характер их полномочий своеобразен. Во-первых, они не всегда имеют четко выраженный юридически властный характер Во-вторых, они всегда связаны с организацией работы внутри аппарата данного органа. В-третьих, они в той или иной степени, не обязательно связаны с созданием условий, необходимых для обеспечения эффективной работы по реализации полномочий двух первых видов должностных лиц.

Имеются в виду те государственные служащие, которые выполняют фактическую внутриорганизационную или внутри исполнительную работу данного государственного органа. Они являются функционерами государственного аппарата, его оперативным составом.

Это профессионалы, участвующие в процессе реализации юридически властных полномочий, принадлежащих данному государственному органу, в определяемых их служебными обязанностями формах. Например, это работники департаментов правительств и федеральных органов исполнительной власти.

Они совершают различного рода юридически значимые действия, которые в конечном счете приводят к определенным правовым последствиям. При этом они лишены права издавать юридические акты.

Но может ли быть издан тот или иной правовой акт (например, приказ министра, постановление главы администрации) без предварительной его юридической подготовки? Видимо, не может.

Такую подготовку, в частности, и осуществляют должностные лица в процессе выполнения ими всего объема оперативных функций данного органа и его структурных подразделений. К их функциям и полномочиям отнесено выполнение многих работ, требующих специальных познаний.

Поэтому их нередко называют специалистами. Так, Аппарат Правительства является его рабочим органом, обеспечивающим его деятельность.

Отделы, секретариаты, сотрудники этого Аппарата прорабатывают и докладывают Председателю Правительства РФ и его заместителям о поступающих в Правительство документах; готовят проекты поручений Правительства; готовят проекты постановлений и распоряжений Правительства; оформляют принятые на заседаниях Правительства решения; направляют органам исполнительной власти для рассмотрения и принятия необходимых мер письма и другие обращения граждан в адрес Правительства и т.п. Нетрудно заметить определенный уровень юридической значимости совершаемых в данном случае действий, а также юридические по своему характеру их последствия.

Источник: https://studopedia.ru/19_50818_ponyatie-i-vidi-dolzhnostnogo-litsa.html

Понятие и признаки должностного лица. Виды должностных лиц

Виды должностных лиц

В соответствии с примечанием 1 к ст.

285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми. Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен.

Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п. Для должностных лиц – субъектов рассматриваемой группы преступлений – обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е.

устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст.

285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию.

Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.

По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ.

Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

Первая категория – лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория – лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст.

285 УК – это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Третья категория – лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст.

285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица – второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория – лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.
Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

Просмотров 1039

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-24503.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.