В юрисдикцию международного уголовного суда не входят

Международный уголовный суд – юрисдикция органа

В юрисдикцию международного уголовного суда не входят

Международный уголовный суд — ответственный орган, занимающийся важными делами и тяжкими преступлениями. В его юрисдикцию входят проступки и деяния, оказавшие большое влияние как на одно государство, так и на все человечество в целом.

Но многие граждане как Российской Федерации, так и других стран, не всегда могут четко представить, где именно начинается и заканчивается ответственность такой масштабной организации, как Международный уголовный суд.

Какова его юрисдикция и какие преступления попадают под неё?

1. Юрисдикция МУС — геноцид 2. Юрисдикция МУС — преступления против человечества 3. Юрисдикция МУС — военные преступления 4. Юрисдикция МУС — агрессия

Это — серьезное преступление, которое случается намного чаще, чем хотелось бы. Его смысл — уничтожение определенной группы людей. Они могут быть связаны между собой единой расой или верой, или этническим происхождением. Также к геноциду относятся акции, призванные уничтожить не всю группу, а даже просто внушительную её часть.

В юрисдикцию Международного уголовного суда, в категории геноцида, попадают:

  • Убийство людей, входящих в одну группу.
  • Нанесение телесных повреждений, побоев или умственных расстройств, психических травм людям, входящим в одну группу.
  • Непрямое устранение людей, входящих в одну группу, а именно — намеренное создание ужасных, нечеловеческих условий жизни, целью которых является полное её уничтожение.
  • Мероприятия, целью которых является полное прекращение рождения детей среди членов одной группы.
  • Передача детей из одной группы людей в другую насильственными методами.

Шестая статья Международного уголовного суда созвучна со второй статьей Конвенции, где перечисляются три главные факторы, определяющие геноцид. Это:

  • Уничтожаемая группа должна легко опознаваться по этническим признакам, расовой и религиозной принадлежности.
  • У агрессора должны быть легко узнаваемые намерения, цель которых — уничтожение четко определенной группы людей.
  • Агрессор уже совершил какие-либо действия, направленные на уничтожение четко определенной группы людей.

Юрисдикция МУС — преступления против человечества

Это — насильственные деяния, которые совершаются широкомасштабно и направлены против любых людей, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо нации, расе или религии. Обычно это связано с целенаправленной деятельностью целого государства, которые проводят подобные акции для обеспечения своей политики или идеологических вопросов.

  • Прямое уничтожение большой части населения при помощи создания нечеловеческих условий. Лишение человека доступа к еде, ограничение его возможности достать лекарства.
  • Обращение человека в рабство, лишение его прав и свобод.
  • Переселение целых народных масс при полном отсутствии каких-либо оснований для этого, а также использование насильственных методов.
  • Лишение свободы человека, заключение его в тюремные учреждения при том, что для этого нет никаких законных оснований или если они сфабрикованы.
  • Применение к человеку пыток, как физических, так и психологических. Умышленное причинение страданий.
  • Сексуальное рабство и всё, что его касается — проституция, к которой принуждают насильно, изнасилования, беременность по принуждению.
  • Преследование группы людей, которую легко идентифицировать. Причины для такого преследования могут быть любыми — как расовыми, так и политическими, религиозными.
  • Арест и задержание человека по приказу правительства, или с его молчаливого одобрения, после которого родным и близким не сообщают не только о настоящем местонахождении задержанного, но и умалчивают сам факт его задержания.
  • Другие преступления, которые обладают схожей тяжестью последствий и направлены на то, чтобы причинять человеку сильнейшие страдания, боль, психологические травмы.

Важно

Сама формулировка подобных преступления напрямую говорит о том, что абсолютно не важно, в какое время они совершаются. То есть преступления, совершенные по отношению ко всему человечеству, или к его части, могут совершаться как в мирное, так и в военное время — наличие или отсутствие конфликта никак не влияет на их определение.

Юрисдикция МУС — военные преступления

Военные преступления, как следует из названия, могут совершаться только в военное время и с людьми, которые участвуют или вовлечены в конфликт. К такому типу правонарушений относятся:

  • Существенные нарушения положений Женевской Конвенции. Они были приняты на международном собрании в 49-м году.
  • Существенные нарушения международных законодательных актов, которые были приняты в отношении ведения военных конфликтов.

Обратите внимание

Нигде не говорится о том, какие масштабы должен принять конфликт, чтобы преступления начали считаться военными. Это значит, что абсолютно не важно международная это война или гражданская — тут главным является само наличие боевых действий на территории какой-либо страны.

Статьи Международного уголовного суда во много повторяют подобные акты из Женевской конвенции или других договоров схожего плана.

Юрисдикция МУС — агрессия

Само понятие агрессии не совсем точно сформулировано в статьях Международного уголовно суда. Также там нет четких правил о судопроизводстве, которое будет непосредственно касаться дел на эту тематику. Стоит отметить, что этот вопрос прояснится только после того, как все государства, принимающие участие в разбирательствах, достигнут окончательного согласия по данному вопросу.

Основной камень преткновения в этом деле — кто именно будет определять сам факт агрессии по отношению к кому-либо? Часть государств голосует за то, чтобы предоставить Международному уголовному суду исключительные права самому разбираться в таких случаях и начинать дела по ним.

Другая внушительная часть государств говорит, что в таких делах, следуя международным законам, необходимо отдать подобные права Совету Безопасности ООН. Также есть третья категория государств, мнение которых состоит в том, что кроме СБ ООН, наделить правами определять факты агрессии и другие ответственные органы, такие как Международный Суд ООН и иные межгосударственные объединения.

Когда этот вопрос наконец решится окончательно – неизвестно, так что пока нет четкого определения агрессии в статьях, относящихся к юрисдикции Международного уголовного суда. И чем быстрее эта проблема будет решена, тем скорее международное сообщество сможет защищать права отдельных его членов.
(11 голос., 4,09 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/yurisdikciya-mezhdunarodnogo-ugolovnogo-suda/

Международная уголовная юрисдикция

В юрисдикцию международного уголовного суда не входят

Одной из особенностей правовых отношений в современном мире выступает их широкая распространенность за пределами территории одного государства, что, с одной стороны, предопределяет необходимость всестороннего развития международных начал нормативно-правового регулирования, а с другой – актуализирует деятельность по противодействию транснациональным формам противоправного и преступного поведения.

В этой связи, представляется необходимым подробно остановиться на изучении понятия и проведении общей характеристики международной уголовной юрисдикции. Определение рассматриваемого института международного права, в наиболее общем виде, может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Международная уголовная юрисдикция – это система властных полномочий государств и иных субъектов международного права по установлению и применению уголовно-правовых предписаний в отношении лиц, совершающих общественно-опасные деяния.

При этом следует отметить, что по общему правилу, уголовная юрисдикция осуществляется государствами в пределах государственных границ. Однако в исключительных случаях актуализируется обращение к международной уголовной юрисдикции, согласно которой государство приобретает право:

  • пресекать и расследовать уголовно-наказуемые деяния совершенные за пределами территории страны, но посягающие на его суверенитет и территориальную целостность,
  • привлекать виновных лиц к предусмотренным мерам уголовного воздействия.

Кроме того, вовлечение суверенных государств в сферу международной уголовной юрисдикции может иметь место тогда, когда механизм карательного воздействия задействуется применительно к привлечению к уголовной ответственности граждан соответствующей страны, в связи с совершением ими уголовно-наказуемых деяний на территории иностранных государств.

Замечание 1

При этом следует обратить внимание на то, что обозначенные начала расширения национальной уголовной юрисдикции в сферу межгосударственного взаимодействия в большей степени характерно для стран континентальной (романо-германской) правовой системы.

В то время как страны общего права (англо-саксонской правовой системы), как правило, поступают подобным образом только в исключительных случаях, оставляя расследование транснациональных преступлений специальным надгосударственным органам уголовной юрисдикции.

Еще одной особенностью международной уголовной юрисдикции, на которой представляется необходимым заострить особое внимание в процессе проведения ее характеристики, выступает то, что в настоящее время в доктрине международного права выделяется узкая категория преступлений (например, геноцид, военные преступления против мира и человечества, и др.), в случае совершения которых суверенные государства вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на основе принципа универсальности, предусматривающего право всех государств осуществлять судебное преследование виновных лиц, независимо от гражданства обвиняемых или места совершения преступления.

Конфликт уголовных юрисдикций

Любое взаимодействие суверенных государств повышает потенциальную возможность наступления ситуации, при которой двум и более государствам будет принадлежать юрисдикция в отношении рассмотрения конкретной спорной ситуации. При этом сфера международной уголовной юрисдикции в обозначенном отношении не является исключением.

Анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, что подобные конфликты (коллизии), как правило, разрешаются посредством достижения соглашения об осуществлении предварительного расследования и привлечении виновного к уголовной ответственности тем государством, на территории которого соответствующее лицо было задержано и помещено под арест.

Аналогичным образом решается вопрос об инициировании уголовно-процессуальной деятельности в связи с совершением преступления в пределах территориального моря конкретного прибрежного государства – именно оно уполномочивается на задержание и арест судна, на котором скрываются лица, подозреваемые в совершении уголовно-наказуемого деяния.

Кроме того, в числе механизмов преодоления конфликтов уголовной юрисдикции может быть названо заключение двусторонних договоров между суверенными государствами, согласно положениям которых предусматривается экстрадиция лиц подозреваемых в совершении преступных деяний. В таких случаях имеет место, так называемая, выдача преступников – то есть передача лиц, подозреваемых в совершении преступления для расследования или уголовного преследования государству отличному от места задержания подозреваемого.

Международный уголовной суд как основой субъект международной уголовной юрисдикции

Как было отмечено выше, в настоящее время в сферу международной уголовной юрисдикции вовлечены не только суверенные государства, но и надгосударственные органы, важнейшим из которых выступает Международный уголовный суд:

Определение 2

Международный уголовный суд – первый и основной постояннодействующий надгосударственный орган уголовной юстиции, уполномоченный на преследование лиц, виновных в совершении военных преступлений, геноцида, а также иных преступлений против человечества.

Особенностью юрисдикционной деятельности рассматриваемого органа, наряду с ограниченным перечнем общественно-опасных деяний, в отношении совершения которых может инициироваться соответствующая юрисдикционная деятельность, выступает особый характер территориальной и персональной юрисдикции.

Так, Международный уголовный суд уполномочен рассматриваться только преступления, совершенные на территории государства-участника Римского статуса, которым был учрежден рассматриваемый орган, либо совершенным гражданином страны-участница названного Статута. Во всех иных случаях, то есть при отсутствии признака территориальной или персональной юрисдикции Международного уголовного суда, он не может осуществлять уголовное преследование.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/yurisdikciya/mezhdunarodnaya_ugolovnaya_yurisdikciya/

Международный уголовный суд

В юрисдикцию международного уголовного суда не входят

Междунаро́дный уголо́вный су́д (англ. International Criminal Court, ICC или ICCt; фр.

Cour pénale internationale; сокращённо — МУС) — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечества. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года.

В отличие от других международных специальных (ad hoc) и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международный уголовный суд (МУС) является первым постоянным международным органом уголовного правосудия, созданным на основе договора между государствами, который необходим, в первую очередь, для того чтобы не допустить ситуации безнаказанности лиц, совершивших самые серьёзные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации, и не является частью структуры ООН. Он располагается в Гааге, Нидерланды. Расходы суда финансируются за счёт его государств-участников, а также возможны добровольные взносы от правительств, международных организаций, частных лиц, корпораций и других субъектов.

Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года после его ратификации 60 странами.

Государства становятся участниками МУС, а преступления, совершённые их гражданами либо на их территории, — подсудными ему, по факту ратификации Римского статута.

По состоянию на апрель 2013 года, Римский статут ратифицировали 123 государства во всём мире (Палестина ратифицировала Статут 2 января 2015 года). Из 193 государств-членов ООН ратифицировали только 121 (острова Кука не являются членом ООН), 31 — подписали, но не ратифицировали, а 41 — вовсе не подписали.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако так и не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не являлась.

При этом Россия сотрудничала с МУС и участвовала в его работе в качестве наблюдателя.

16 ноября 2016 года Президент России Владимир Путин издал распоряжение «О направлении генеральному секретарю ООН уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда»[3].

Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

Самым ярым противником деятельности МУС являются США. Правительство США хотя и подписало Римский статут в 2000 году, но уже в 2002 году отозвало свою подпись. Изначально Билл Клинтон, подписывая документ, объяснил, что США не собираются ратифицировать Римский статут, пока в полной мере воочию не ознакомятся с работой Международного уголовного суда[4].

В дальнейшем уже администрация Буша-младшего под предлогом защиты своих военнослужащих полностью отказалась от участия в Римском статуте, назвав его нарушающим национальные интересы и суверенитет США. Кроме того, в 2002 году был принят специальный Закон о защите американского персонала за рубежом (англ.)русск.

, который разрешил применение военной силы для освобождения любого американского гражданина либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-нибудь государства по ордеру МУС[5].

США заключили также двусторонние соглашения с рядом стран, в которых обязали их не выдавать подозреваемых американских граждан Международному уголовному суду, а в случае нарушения этих договорённостей США прекратят оказывать им военную помощь и любую иную поддержку.

Государства-участники не могут вмешиваться в судебные функции Суда.

Структура и состав суда

Организационная структура:

Президиум

Президиум суда образуют его Председатель, первый и второй Вице-председатели. Они избираются абсолютным большинством судей на трёхлетний срок и могут быть переизбраны только один раз.

Президиум осуществляет текущее управление делами Суда, координирует деятельность с Прокурором и выполняет иные функции, связанные с работой Суда.

Отделения и палаты суда

Структура собственно судебного компонента Международного уголовного суда состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. В свою очередь отделения включают в себя палаты, их количество может быть различным и определяется в зависимости от степени сложности, находящихся в производстве суда дел.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и ещё четырех судей, а Судебное отделение и Отделение предварительного производства — не менее чем из шести судей каждые.

При этом в Апелляционную палату должны входить сразу все судьи Апелляционного отделения, в одну Судебную палату — не менее трёх судей Судебного отделения, а в одну Палату предварительного производства — не менее трёх судей либо одного судьи соответствующего отделения в зависимости от сложности рассматриваемого дела.

Канцелярия Прокурора

Канцелярия Прокурора является независимым органом МУС, которая уполномочена осуществлять уголовное преследование ответственных за преступления лиц и предъявлять им обвинений. Канцелярия возглавляется Главным Прокурором.

Независимость прокуратуры заключается в том, Прокурор и его заместители назначаются не Судом, а избираются Ассамблеей государств-участников наравне с судьями также сроком на девять лет, повторно переизбраны быть не могут и не должны представлять одно государство.

В настоящее время Главным Прокурором МУС является представительница Гамбии Фату Бенсуда, ранее эту должность занимал с 2003 по 2012 годы аргентинец Луис Морено Окампо.

Секретариат

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Возглавляется секретарём, который избирается судьями на пятилетний срок.

Все судьи избираются по двум спискам.

Список «А» включает в себя лиц, являющихся признанными специалистами в сфере уголовного права и процесса, а также обладающих необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора либо адвоката в этой сфере.

Список «В» состоит из лиц, которые являются авторитетными специалистами в сфере международного права, а именно в области международного гуманитарного права и прав человека, и имеют большой опыт юридической практики.

Кандидаты на должность судьи должны получить наибольшее число и большинство в две трети государств- участников, присутствующих и принимающих участие в ании. В состав суда не могут одновременно входить два лица, представляющих одно и то же государство.

При отборе судей учитываются следующие критерии

представительство основных правовых систем мира;

пропорциональное географическое представительство в зависимости от количества государств в региональных группах;

равное представительство судей женского и мужского пола.

Если срок службы судьи истёк, но при этом в той палате, где он заседал, было начато с его участием судебное рассмотрение конкретного дела, он вправе оставаться в должности судьи до тех пор, пока это дело не будет рассмотрено, по существу.

Предметная юрисдикция

Предметная юрисдикция суда ограничена следующими видами преступлений:

Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую, религиозную или иную социальную группу как таковую.

Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией. В 2010 году предметная юрисдикция суда расширена: добавлено преступление агрессии[17].

Временна́я юрисдикция

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

После занявшего примерно три года процесса формирования и комплектации Международного уголовного суда он начал свою работу.

Всего Суд получил жалобы о предполагаемых преступлениях по крайней мере в 139 странах, однако в настоящее время прокурором суда возбуждено расследование только в отношении восьми ситуаций в Африке: в Демократической Республике Конго, Уганде, Центральноафриканской Республике; в суданском регионе Дарфур; Кении, Ливии, Кот-д'Ивуаре и Мали[18]. Из них четыре были переданы в суд самими государствами как заинтересованными сторонами (Уганда, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика и Мали), два были переданы Советом Безопасности ООН (Дарфур и Ливия), а два были начаты по собственной инициативе прокурором (Кения и Кот-д’Ивуар).

В 2006 году началось рассмотрение Судом конкретных дел. 17 марта 2006 года был арестован и предан Международному уголовному суду гражданин Демократической Республики Конго Томас Лубангу Дьило, лидер «Союза конголезских патриотов», участник итурийского конфликта.

Он был обвинён в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. Начало суда над Лубангой планировалось на январь 2007 года, затем на июнь 2008 года, но оба раза откладывалось по процедурным соображениям. Суд начался 26 января 2009 года.

14 марта 2012 года Лубанга был признан виновным по предъявленным ему обвинениям. Это был первый обвинительный вердикт МУС[19].

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест пяти членов вооружённого формирования Господня армия сопротивления в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом, аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции[20][21].

27 июня 2011 года Международный уголовный суд выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, его сына Саифа аль-Ислама и главы ливийской разведки Абдуллы аль-Сенусси, обвинив их в преступлениях против человечности.

Главный прокурор МУС Луис Морено Окампо в мае 2011 года просил выдать ордеры за «предумышленное» убийство демонстрантов в Ливии, после того как Совет безопасности ООН обратился с данным вопросом к суду.

В постановлении МУС сообщил, что существуют «достаточные основания» считать, что Каддафи, его сын и аль-Сенусси совершили преступления, попадающие под юрисдикцию суда, и что следует выдать ордер на их арест.

Проведение арестов, однако, является сложной задачей для МУС из-за отсутствия собственной полиции, что заставляет суд полагаться в этом деле на страны-участницы[22]. 22 ноября 2011 года ордер на арест Муаммара Каддафи был отозван из-за его смерти[23]. Саиф аль-Ислам и Абдулла Сенусси задержаны и находятся под стражей в Ливии, но в Международный уголовный суд до сих пор не переданы[24][25].

В декабре 2012 года Международный уголовный суд оправдал Мэтью Нгуджоло Чуи из Демократической Республики Конго. Он был обвинён в совершении военных преступлений и преступлений против человечности во время итурийского конфликта.

Судьи постановили, что представленные обвинением доказательства и показания свидетелей не позволяют в полной мере без сомнений прийти к заключению, что Матье Нгуджоло Чуи был командиром боевиков, которые причастны к нападению на деревню Богоро[26].

4 марта 2013 году один из обвиняемых по делу о ситуации в Кении Ухуру Кениата был избран президентом этой страны в ходе всеобщих выборов[27].

30 ноября 2011 года перед судом предстали Лоран Гбагбо, бывший президент Кот-д'Ивуар, и его помощник Шарль Бле Гуде.

Им были предъявлены обвинения в преступлениях против человечества, совершённых в ходе вооружённого конфликта в Кот-д’Ивуаре (2010—2011)[28]. 28 января 2016 года начались слушания по делу[29].

Наблюдатели отмечают, что Гбагбо стал первым в истории бывшим главой государства, который лично предстал перед уголовным судом. 15 января 2019 года Гбагбо был оправдан Международным уголовным судом.

Экзаменационный билет № 20



Источник: https://infopedia.su/20xe6c.html

Международный уголовный суд. Досье

В юрисдикцию международного уголовного суда не входят

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 ноября президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому Россия не станет участником Римского статута Международного уголовного суда (МУС).

Римский статут (Устав), разработанный при участии России, был принят 17 июля 1998 г. в Риме на Дипломатической конференции полномочных представителей, прошедшей под эгидой ООН, и вступил в силу 1 июля 2002 г.

Россия подписала документ 13 сентября 2000 г., но не ратифицировала его.

МУС (International Criminal Court, ICC) – первый и пока единственный постоянно действующий международный орган для судебного преследования лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. МУС не является частью ООН и подотчетен странам, ратифицировавшим статут (эти страны берут на себя и финансирование суда).

Государства-участники

К настоящему моменту Римский статут ратифицировали 124 государства (последнее – Сальвадор в июне 2016 г.).

В числе стран, не являющихся участниками статута, США и Китай. США подписали документ во время президентства Билла Клинтона (1993-2001). В 2002 г., когда главой государства был Джордж Буш мл.

(2001-2009), было заявлено, что подпись утратила силу.

Основной причиной отказа от ратификации была обеспокоенность тем, что расследования могут быть начаты против американских военнослужащих, принимавших участие в операциях в Ираке (2003-2010) и в Афганистане (2001-2014).

Китай не подписывал статут.

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди.

Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г.

закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября – Гамбия.

В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г.

В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС – Ассамблея государств – участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры – простым большинством).

18 судей избираются Ассамблеей на девять лет без права переизбрания, одна треть обновляется каждые три года.

Судьи должны представлять разные государства, при этом каждый из пяти регионов (Африка, Азия, Латинская Америка, Восточная Европа, Западная Европа и другие государства) должен быть представлен по крайне мере двумя судьями. При выборе судей Ассамблея руководствуется принципом гендерного равенства.

Судьи работают в составе трех отделений – апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. – этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда).

Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства.

Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки – английский и французский.

Компетенция

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления. Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г.

на территории государства – участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН.

Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц.

МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права.

 МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Юрисдикция МУС в отношении преступления агрессии

Первоначально в Римском статуте указывалось, что МУС начнет расследовать акты агрессии, как только будет принято определение агрессии и условия, при которых будет осуществляться юрисдикция в отношении этого преступления. Определение агрессии было дано в резолюции ГА ООН 3314 (от 14 декабря 1974 г.), однако международной договорной нормы по этому вопросу не было.

Вопрос прорабатывался в течение 10 лет в рамках Специальной рабочей группы МУС, в которой активное участие принимали представители РФ. В июне 2010 г.

на обзорной конференции Римского статута в Капмале (Уганда) было принято следующее определение: “Преступление агрессии означает планирование, подготовку, инициирование и совершение лицом, которое в состоянии фактически руководить либо контролировать политические или военные действия государства, акта агрессии, представляющего в силу своего характера, тяжести и масштаба грубое нарушение Устава ООН”.

Было решено, что в случае передачи вопроса о расследовании этого преступления в МУС государством-участником или при инициировании расследования прокурором последний должен выяснить, принял ли Совет Безопасности ООН решение об акте агрессии.

При отсутствии такого решения прокурор все же может продолжить расследование, если получит единогласное одобрение всех судей отделения предварительного производства МУС. СБ ООН может на год отсрочить расследование.

Однако МУС не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, если оно совершено на территории третьего государства или его гражданами.

Юрисдикция будет возможна, во-первых, после подтверждения поправок большинством в 2/3 на Ассамблее государств-участников, которая состоится после 1 января 2017 г. и, во-вторых, если преступление произошло через год с момента ратификации поправок 30 государствами-участниками МУС.

Деятельность

На сегодняшний день МУС расследует конфликты в Кении, Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Мали, Судане (Дарфур), Уганде, Центральноафриканской Республике (ЦАР). В январе 2016 г.

было объявлено о начале расследования преступлений против человечности, в том числе убийств, насильственных перемещений населения, военных преступлений против гражданских лиц и миротворцев, которые “предположительно, были совершены в Южной Осетии с 1 июля по 10 октября 2008 г.”.

Уганда, ДР Конго, ЦАР и Мали, являющиеся участниками МУС, направили жалобы в суд сами. Начало расследований в Дарфуре и Ливии инициировал СБ ООН, а в Кении, в Кот-д'Ивуаре, а также грузино-югоосетинского конфликта – прокурор МУС.

Первый процесс был начат в 2009 г. против Томаса Лубанги, бывшего лидера “Союза конголезских патриотов”, обвиненного в совершении в 2002-2003 гг.

военных преступлений и преступлениях против человечности в ДР Конго, где в результате гражданской войны (1998-2003) погибли порядка 5 млн мирных граждан. В 2012 г.

он был признан виновным в вербовке детей-солдат и использовании их в боевых действиях и приговорен к 14 годам тюрьмы.

В ежегодном докладе прокурора МУС Фату Бенсуды от 14 ноября 2016 г. указывается, что МУС имеет основания полагать, что в период с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2014 г.

“вооруженные силы США и ЦРУ совершали военные преступления в Афганистане, включая пытки, жесткое обращение, надругательство над человеческим достоинством и изнасилования”. Большая часть инцидентов произошла в 2003-2004 гг.

На данном этапе МУС лишь изучает ситуацию и не выдвигает обвинений в отношении конкретных лиц.

Ситуация с Крымом в докладе была приравнена к международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией.

Российская оценка деятельности МУС

16 ноября 2016 г. МИД РФ выступил с заявлением в связи с распоряжением Путина относительно отказа России присоединиться к МУС.

В документе отмечается, что “нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих” и такое “отношение к событиям августа 2008 г. вряд ли может говорить о доверии к этому орган”.

Подчеркивается, что “МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия”. В заявлении также отмечается, что “за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более $1 млрд”. 

Источник: https://tass.ru/info/3789627

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.