Как наказать водителя за слив топлива

Содержание

Перерасход ГСМ? За счет водителя!

Как наказать водителя за слив топлива

Большинство средних и крупных компаний располагает собственными транспортными средствами. На их эксплуатацию неизбежно приходится тратить деньги, причем немалые.

А если еще и нерадивый работник решит переливать бензин из служебной машины в личную, то содержание автомобиля станет поистине золотым.

Как выявить хищение ГСМ? Что нужно знать, чтобы доказать вину водителя? Наконец, какова процедура его привлечения к материальной ответственности и существуют ли альтернативные варианты компенсации перерасходованного топлива? Ответы на эти, а также многие другие вопросы вы найдете в статье.

Проблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства.

Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ.

Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника.

В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

Три причины

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы.

На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает.

Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя.

К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить).

В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке.

В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности.

В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги.

Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

К сведению

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены.

Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог».

В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Кто виноват?

Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

К сведению

Источник: https://delo-press.ru/journals/law/yuridicheskaya-otvetstvennost/39840-pereraskhod-gsm-za-schet-voditelya/

Слив бензина: наказание за кражу топлива, способы хищения. Как защитить бензобак?

Как наказать водителя за слив топлива

Многие водители уже сталкивались с тем, что с их автомобилей сливали бензин, и, конечно же, большинство задавались вопросом о том, как можно защитить свою машину и наказать воров.

Надо отметить, что если было слито всего несколько литров бензина, то скорее всего нарушителя посадят на сутки, а вот самому автовладельцу придется составить протокол.

Владельцам автомобилей советуется самим позаботиться о защите своего бензобака.

Считается ли кража бензина преступлением?

Любое тайное хищение считается кражей, поэтому слив из бака бензина – это преступление. Действия любого преступника производятся тайно и невидимо для окружающих. Важно отметить, что наказание за такое преступление будет назначаться в зависимости от размера украденного.

Также стоит учитывать, что кражи могут происходить и с транспорта, который был вверен водителю, это играет свою роль в вынесении наказания.

Что служит предпосылками для воровства?

Статистика указывает на то, что чаще всего слив бензина происходит в таких случаях:

  1. Когда транспортное средство на долгое время остается без присмотра.
  2. Слить бензин оказывается намного проще с транспорта, который не находится под сигнализацией.
  3. Воры не смогут слить бензин с транспорта, на котором будет установлено запорное устройство на бензобаке.
  4. Если бензин выдается на самом предприятии с завышенными нормами по расходам, то водители могут воспользоваться такой возможностью и слить то, что не расходуется.
  5. Когда нет в транспортном средстве датчика уровня топлива.
  6. Отличной защитой может послужить спутниковая система наблюдения.

Если владельцы автомобилей хотят обезопасить свой автомобиль от кражи бензина, то стоит не только позаботиться о страховке, но и о безопасности.

С какого автомобиля сложно украсть бензин?

Слив бензина можно осуществить далеко не со всех автомобилей. Например, сложности возникают с иномарками, поэтому украсть топливо с такого автомобиля ночью не так уж и просто.

В последнее время случаи со сливом бензина участились именно на трассах, а не во дворах. Владелец должен быть внимательным и не оставлять свою машину на долгое время.

Чаще всего фиксируются случаи кражи топлива с автомобилей, которые находятся у водителей, имеющих свободный доступ к топливу служебной машины.

Как сливают горючее с автомобилей

Существует множество способов того, как можно слить бензин. Рассмотрим основные из них:

  1. Опытные водители, которые работают на предприятии, могут использовать накрутку километража, который проходит автомобиль.
  2. Некоторые шоферы производят имитацию работы транспортного средства и таким образом накручивают искусственно датчик моточасов.
  3. В некоторых случаях слить бензин можно прямо из бака или через «обратку».
  4. Отдельно стоит рассматривать и использование автомобиля не по назначению, таким образом топливо тоже расходуется, и это считается кражей.
  5. Слив бензина осуществляется и с помощью заправочных чеков.
  6. Также автомобиль можно заправлять некачественным бензином, а деньги на предприятии будут рассчитывать, как за качественное топливо.
  7. Банальный способ воровства заключается в обычном недоливе.

Естественно, это далеко не все варианты слива бензина, но они считаются основными и наиболее распространенными.

Многие директора организаций и предприятий задаются вопросом: если слили бензин, что делать? В таком случае необходимо действовать в рамках закона, поэтому лицу, которое является материально ответственным за кражу, может грозить такое наказание:

  1. В некоторых случаях придется заплатить штраф в размере 120 000 рублей, или же допускается оплата дохода в период за один год.
  2. Если нет возможности оплатить штраф, то назначаются работы, которые составляют 240 часов.
  3. Исправительные работы могут продлиться на полугода.
  4. В особо сложных случаях может применяться наказание в виде лишения свободы на два года.

Директор предприятия может решить вопрос и на уровне организации, например, не привлекая к этому следствие, но только в том случае, если им была доказана кража топлива, и сам водитель не отрицает своей вины и готов ее искупить.

Наказание за кражу топлива группой лиц и в крупных размерах

Если слив бензина совершает группа лиц по сговору, то пострадавшему наносится огромный ущерб, поэтому и наказание будет строгим:

  1. В лучшем случае необходимо будет заплатить штраф в размере 300 000 рублей, или же грозит лишение зарплаты в течение двух лет.
  2. Вместо штрафа могут применяться обязательные работы на 360 часов.
  3. Исправительные работы могут продлеваться на целый год.
  4. Если виновные отказываются от выполнения принудительных работ, то есть вероятность лишиться свободы сроком на пять лет.
  5. В случае, когда размеры хищения были особо крупными, наказание может заключаться в штрафе до 500000 рублей.
  6. Обязательные работы могут составлять пять лет, при этом виновные лица могут быть лишены свободы на полтора года.

Стоит отметить, что слив бензина группой лиц в особо крупных размерах может наказываться более строго. Например, известны случаи, когда преступники лишались свободы сроком на десять лет с выплатой штрафа в размере 1 000000.

Наказание за слив топлива

Конечно, кража топлива происходит не только на больших предприятиях и водителями, которые отвечают за автомобиль.

Чаще всего жертвой становятся обычные владельцы машин, которые оставляют свой транспорт во дворе дома.

Каждый вор отлично знает, как слить бензин шлангом тихо ночью, чтобы никто не заметил, а упрощает осуществление воровства отсутствие сигнализации. Наказать таких преступников можно следующим образом:

  1. Если вор был пойман, то ему грозит штраф в размере 80 000 рублей. Выплачиваться штраф будет путем изымания у лица дохода в период за полгода.
  2. Суд может присудить исправительные работы на 360 часов.
  3. Преступника могут лишить свободы на четыре месяца, а в особо сложных случаях – на два года.

Если кража свершается группой лиц, и при этом они проникают незаконно в помещение, где стоит автомобиль, например в гараж или закрытый двор, то наказание может быть следующим:

  1. Штраф автоматически увеличивается до 200 000 рублей.
  2. Обязательные работы для каждого вора будут составлять 480 часов, а иногда исправительные работы могут продлиться на два года.
  3. Применяется принудительное заключение под стражу на год и исправительные работы до 5 лет.

Особое внимание стоит уделить краже топлива с нефтепровода в особо крупном размере, тогда наказание будет особо строгим. Штраф увеличивается до 500 000 рублей, а срок заключения в тюрьму будет составлять шесть лет как минимум.

Задаваясь вопросом о том, можно ли слить бензин с автомобиля и остаться безнаказанным, в первую очередь надо понимать, что любая кража рано или поздно будет обнаружена вне зависимости от того, в каком размере совершалось преступление. Мелкое хищение может обернуться лишением свободы на 15 суток, более крупное – лишением свободы до 10 лет.

Источник: https://FB.ru/article/408216/sliv-benzina-nakazanie-za-kraju-topliva-sposobyi-hischeniya-kak-zaschitit-benzobak

Какая статья за кражу бензина, топлива

Как наказать водителя за слив топлива

Кража топлива из бензобаков машин – преступление довольно распространенное. Какая ответственность – уголовная или административная – грозит за хищение бензина, вы узнаете из данного материала.

Кража топлива как преступление, статья

Кража топлива – это тайное хищение, то есть действия преступника не видны ни владельцу имущества, ни окружающим. Ответственность за нее предусмотрена в ст. 158 УК РФ. Если стоимость украденного незначительна, вор понесет наказание за мелкое хищение в рамках ст. 7.27 КоАП РФ.

В ситуациях, когда бензин или топливо сливаются водителями с вверенных им транспортных средств, применяется санкция по ст. 160 УК РФ.

Предпосылки кражи

Предпосылками кражи топлива из бензобака являются:

  • оставление транспортного средства на длительное время без должного присмотра;
  • отсутствие сигнализации на машине;
  • отсутствие запорных устройства на бензобаке;
  • отсутствие внутреннего контроля в организации, в том числе по проверке и анализу путевых листов;
  • завышение на предприятии норм расхода бензина;
  • отсутствие в транспортном средстве датчика уровня топлива с акселерометром и гальванической развязкой;
  • отсутствие спутниковой системы.

Стоимость объекта хищения

В каждом случае этот показатель индивидуален, он зависит от цены топлива. Кроме того, при краже может быть причинен ущерб транспортному средству, например, содрана краска в районе бензобака.

Сложность реализации

Не с каждого автомобиля можно слить бензин. Особенно это касается иномарок. Поэтому случаев, когда топливо сливается ночами во дворах жилых домов, становится все меньше. Чаще такие ситуации возникают на трассе, либо когда владелец оставляет автомобиль надолго в безлюдных местах.

Более распространен вариант хищения топлива водителями служебных машин, которые имеют свободный доступ к ТС.

Способы хищения

Основные способы хищения:

  • накрутка пройденного автомобилем километража;
  • имитация работы транспортного средства и накрутка штатного датчика моточасов;
  • слив бензина из бака;
  • слив бензина через «обратку»;
  • использование служебного автомобиля в личных целях (т.е. фактическое использование топлива не по назначению);
  • подделка чеков и имитация заправки с помощью заправочных карт автомобилей третьих лиц;
  • заправка транспорта дешевым некачественным бензином;
  • недолив бензина в бак.

Кража бензина водителем

Если присвоение бензина совершается водителем организации, который является материально ответственным лицом, ему грозит:

  • штраф до 120 000 рублей или в размере дохода за период до года;
  • обязательные работы до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до полугода;
  • принудительные работы, ограничение или лишение свободы до 2 лет.

Если преступление совершается группой лиц по предварительному сговору, либо пострадавшему причиняется значительный ущерб, наказание предусмотрено в виде:

  • штрафа до 300 000 рублей или в размере дохода виновного за период до 2 лет;
  • обязательных работ до 360 часов;
  • исправительных работ до года;
  • принудительных работ или лишения свободы до 5 лет с возможным ограничением свободы до года.

За присвоение с использованием служебного положения либо хищение в крупном размере предусмотрены:

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере дохода виновного за период от года до 3 лет;
  • лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) до 5 лет;
  • принудительные работы до 5 лет с возможным ограничением свободы до полутора лет;
  • лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 10 000 рублей или в размере дохода виновного за период до месяца и с возможным ограничением свободы до полутора лет.

Если преступление совершается организованной группой либо в особо крупном размере, преступники наказываются тюремным сроком до 10 лет с возможным штрафом до 1 000 000 рублей или в размере дохода за период до 3 лет с возможным ограничением свободы до 2 лет.

Наказание за кражу бензина

Кража бензина наказывается:

  • штрафом до 80 000 рублей или в размере дохода вора за период до полугода;
  • обязательными работами до 360 часов;
  • исправительными работами до года;
  • арестом до 4 месяцев;
  • принудительными работами, ограничением или лишением свободы до 2 лет.

За кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в хранилище (помещение) или с причинением значительного ущерба предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа до 200 000 рублей или в размере дохода вора за период до полутора лет;
  • обязательных работ до 480 часов;
  • исправительных работ до 2 лет;
  • принудительных работ или тюремного заключения до 5 лет с возможным ограничением свободы до года.

Кража топлива, совершенная из нефтепровода (нефтепродуктопровода) либо в крупном размере, влечет ответственность в виде:

  • штрафа от 100 000 до 500 000 рублей или в размере дохода вора за период от года до 3 лет;
  • принудительных работ до 5 лет с возможным ограничением свободы до полутора лет;
  • тюремного заключения до 6 лет с возможным штрафом до 80 000 рублей или в размере дохода вора за период до полугода, а также возможным ограничением свободы до полутора лет.

За кражу топлива, совершенную организованной группой или в особо крупном размере, предусмотрено наказание в виде тюремного срока до 10 лет с возможным штрафом до 1 000 000 рублей или в размере дохода вора за период до 5 лет.

Когда совершается мелкое хищение, и стоимость украденного не превышает тысячу рублей, правонарушитель наказывается штрафом до пятикратной стоимости бензина (не менее 1 000 рублей), арестом до 15 суток либо обязательными работами до 50 часов.

Если стоимость похищенного превышает тысячу рублей (но не более 2 500 рублей), нарушитель наказывается штрафом до пятикратной величины ущерба (не менее 3 000 рублей), арестом от 10 до 15 суток либо обязательными работами до 120 часов.

Если вам необходима консультация конкретно по вашей ситуации, вы можете получить ее у наших юристов. Связаться с нами можно по указанным номерам телефонов либо оставив вопрос через сайт.

Источник: https://vitlprav.ru/articles/kakaya-statya-za-krazhu-benzina-topliva/

Как бороться с нечистыми на руку водителями?

Как наказать водителя за слив топлива

Водителями разработано множество уловок для хищения топлива: от традиционного слива до сговора с оператором АЗС и топливозаправщиком. В связи с чем неизбежны конфликты интересов водителей и руководства.

Как известно, дополнительный заработок смекалистые водители получают, завышая нормы расхода топлива, а остатки сверх заданной нормы используют по своему усмотрению — либо продают на сторону, либо заправляют личный автомобиль.

Довольно часто водители в рабочее время не упускают возможности сделать внеплановый «левый» рейс по личным целям. А потраченное по факту время пытаются наверстать, превышая скорость ­- что как минимум сказывается на износе автомобиля и зачастую приводит к аварийным ситуациям.

В результате при отсутствии должного контроля водитель беспрепятственно «заметает следы» — как правило, подкручивает показания одометра или счетчика моточасов. К слову, при нынешнем уровне развития техники показания одометра поддаются корректировке практически на всех автомобилях с абсолютно любым уровнем защиты.

И тогда о количестве «левых» километров и часов остается лишь догадываться и верить на слово горе-водителю.

Что дает система мониторинга?

С установленнойсистемой мониторинга транспорта «топливные махинации» едва ли останутся незамеченными.

Покупка «левых» чеков также сработает не в пользу водителя: установленный датчик своевременно отправляет информацию о каждом факте заправки по дате, времени, месту, объему. И тогда купленный на стороне чек станет прямым доказательством «ложных» заправок.

Так или иначе, водителю придется отвечать за каждый «прокол», ведь на руках у руководства отчеты с регистрацией всех нарушений, сформированных по показаниям установленных датчиков.

И ведь действительно: без установки системы мониторинга транспорта было бы практически невозможно уличить водителя в краже и доказать его причастность.

Если бы не одно НО: у предоставляемых системой отчетов нет юридической силы.

Как известно, датчик уровня топлива не является измерительным прибором и следовательно, его показания юридически ничем не подкреплены и не являются прописной истиной. К тому же прибор работает хоть и с небольшой, но погрешностью.

А это значит, что если Вы вдруг решите судиться с виновным работником за многократные сливы топлива и нанесенный финансовый ущерб компании, то никоим образом у Вас не получится юридически доказать его вину.

Ведь зафиксированные нарушения водитель легко может списать на сбои в работе системы и оборудования.

Более того, водитель будет пытаться доказать ненадежность системы и дискредитировать её показания, выводя из строя оборудование — тем самым показывая, что системе якобы не стоит доверять.

Не реагируя должным образом на саботаж системы, предприятие может и вовсе спровоцировать волну массовой порчи оборудования.

Но на каждое нарушение найдется свое противодействие!

Как узнать реальные данные?

Подключаясь к бортовому компьютеру (CAN-шине) автомобиля, Вы фактически получаете доступ к виртуальной приборной панели водителя. Вам будут доступны данные о расходе топлива, поступающие с самих форсунок впрыска топлива в двигатель. Это позволит исключить любые уловки вороватых работников.

Также использование CAN поможет избежать такой проблемы, как «накрутка» километража: а точнее выявить, имела ли место «накрутка» спидометра и увидеть периоды времени, когда водитель двигался «на магните».

К примеру, на скриншоте из отчета суммарное расхождение между CAN-пробегом и GPS-пробегом составляет примерно 30 км: значения пробега по GPS изменялись, по CAN — нет. Более того, не менялись значения километража на бортовом компьютере на начало и конец поездки, а это косвенно указывает на использование магнита.

Плюс ко всему бортовое оборудование скорее проще подпортить, нежели обмануть: любые умышленные манипуляции водителя система зафиксирует как стороннее вмешательство в работу прибора и графически отобразит прерывистой линией на карте.

А при поломке прибора всегда можно провести заключительную экспертизу, выявить причины выхода оборудования из строя, и при подтверждении факта преднамеренной порчи обязательно привлечь виновного к административной ответственности.

В заключение хотим отметить, что принимая «по-старинке» приближенные показания из маршрутных листов и отчеты со слов водителей, предприятия сами способствуют авантюрным махинациям и дают прямую возможность недобросовестным работникам совершать приписки.

Финансировать контроль автопарка нужно, и финансировать очень грамотно.

Команда профессионалов Gurtam всегда готова оказать своим клиентам консультацию и помощь в становлении системы спутникового мониторинга на всех этапах работы. Показатель эффективности нашей работы — это результаты, которых добиваются компании по всему миру благодаря использованию нашей системы.

Наши контакты: 8 (017) 365 51 74 8 (044) 754 00 04

Email: sales@gurtam.by

www.gurtam.by
г. Минск, ул. Притыцкого, 79

Источник: https://news.tut.by/press/464117.html

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Как наказать водителя за слив топлива

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Бесплатно получить демо‑версию сервиса «Контур.Путевые листы»

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации.

Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф.

Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Приведем пример. Допустим, водитель проехал 1 500 км. С его слов, данное расстояние полностью приходится на служебную поездку. Но система спутниковой навигации показала, что путь до объекта назначения составил 1 250 км., а оставшиеся километры относились к «непроизводственному» маршруту.

Значит, водитель нанес компании ущерб в размере стоимости топлива, необходимого для поездки на 250 км.(1 500 — 1 250). По нормативу, утвержденному для данного авто, эта величина равна приблизительно 62,5 литров. Топливо приобреталось по цене 34 руб. за один литр (включая НДС).

Значит, величина ущерба составляет 2 125 руб.(62,5 литров х 34 руб.).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса.

По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены.

Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения.

Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

К примеру, водитель может указать, что с его точки зрения действующий норматив расхода топлива занижен и нуждается в пересмотре. Если шофера уличили в поездках «непроизводственного» характера, он может заявить, что на самом деле маршрут был служебным и т.д.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ).

При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ).

Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85).

Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя.

Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России.

Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен.

Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба  из зарплаты водителя.

В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2016/8/11427

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.