Должностные преступления ук

Должностные преступления

Должностные преступления ук

Должностные (служебные)преступления способны приводить к крупным авариям или сбоям в работепроизводственных предприятий, они могут наносить вред людям, в том числе ихздоровью, или причинять значительный материальный ущерб.

Расследование такихправонарушений – непростая задача. Если вы оказались обвиняемым илипострадавшим от таких противоправных действий, опытный адвокат поэкономическим и должностным преступлениям поможет квалифицированноразобраться в ситуации, собрать доказательства, проследит за выполнениемтребований УПК.

Понятиедолжностного преступления

Под словами «должностноепреступление» в УК РФ понимаются неправомерные действия лица, у которого естьспецифические права. Кроме того, функции, выполняемые служащим, должны бытьобоснованы с точки зрения закона. И третье условие – такой человек долженработать в определенной организации, учреждении, органе.

К числу должностных лиц в Россииотносятся

  • сотрудникиорганов государственной власти;
  • лица,занимающие руководящие должности хозяйственного, административного,распорядительного характера в государственных структурах и учреждениях;
  • руководителиразличных подразделений в Вооруженных силах.

Виды должностныхпреступлений

Если должностное лицо в своейработе не следует правилам, установленным в организации, то есть нарушает их,это квалифицируется как служебное преступление. В УК выделяется несколькоосновных разновидностей служебных нарушений.

  • Халатность означает неисполнение либо неправильное или некачественное исполнение служащим своих обязанностей. Данный вид правонарушений регламентируется статьей 293 УК и часто приводит к материальному ущербу для третьих лиц или предприятий. Важный признак халатности – безответственное отношение лица к своим служебным обязанностям, в результате чего преступление происходит по неосторожности, и умысла в нем не содержится. Если это приводит к тяжелым последствиям для здоровья людей, виновный может понести уголовное наказание.
  • Получение взятки за предоставление определенных преимуществ или льгот. Взятка может быть передана заинтересованным лицом лично либо с привлечением посредника. Это могут быть деньги или ценные бумаги, имущество, приобретение или передача в аренду помещения, турпутевки и посещение санатория, ремонт и строительство, приватизация бизнеса, перевод денег между счетами, либо иные выгоды для получателя. В обмен за взятку должностное лицо может не только давать льготы, но и останавливать действия, которые могут быть негативными для ИП или компании, к примеру, не проводить проверку. За такие действия в УК предусмотрена уголовная ответственность. Чтобы исключить завуалированные взятки в виде подарков, в статье 575 ГК оговаривается запрет дарить государственным или муниципальным служащим презенты, которые стоят более трёх тысяч рублей.
  • Дача взятки другим лицам, когда служащий, получив взятку, передает ее другому должностному лицу, чтобы достичь каких-либо личных целей или решить задачи всей организации. Если взятка передается через посредника, то он также несет ответственность, если доказано, что он знал, что происходит.
  • Подлог – добавление в официальные документы недостоверных сведений в личных корыстных интересах, чтобы незаконно присвоить себе имущество или скрыть воровство. Ответственность за это могут несть не только должностные лица, но и сотрудники госорганизаций. Согласно УК, такие преступления оцениваются как мошенничество.
  • Ложные показания могут иметь вид намеренного неверного заключения эксперта, неправильная оценка фактов, неграмотного перевода с иностранного языка, которые помогают нарушителю закона избежать ответственности. Такие действия квалифицируются УК в статье 307.
  • Незаконное участие в бизнесе является достаточно распространенным в России. Выглядит это следующим образом: служащим открывается коммерческая фирма или служащий принимает участие в ее управлении, что запрещено в РФ законом. Чтобы доказать, что служебное нарушение имело место быть, необходимо выявить взаимосвязь между действиями данного лица и теми преимуществами, которые получило частное предприятие.

Злоупотребление, превышение, присвоениеполномочий

В УК также рассматривается несколькотипов нарушений, связанных с незаконным использованием служебных полномочий.

  • Злоупотребление служебными полномочиями. Ответственность за этот вид преступлений регулируется статьей 285 УК РФ. Если лицо пользуется своими служебными возможностями для личной пользы, то может понести повышенную ответственность. Возможно тюремное заключение.
  • Превышение должностных полномочий означает, что лицо совершает действия, которые не входят в его компетенцию и на которые он не имеет права. Сюда включаются действия, входящие в обязанности другого сотрудника организации; единоличное принятие решений по вопросам, которые могут решаться только коллегиально; выполнение неких действий, для которых у лица нет полномочий; совершение противозаконных действий. Превышением служебных полномочий считаются нанесение другому человеку побоев, его истязание, лишение свободы не по закону, причинение вреда здоровью; убийство, которое было запланировано. Это относится к числу серьезных правонарушений, наказание за которые предусмотрено статьями 286 УК РФ, 105 и 111.
  • Присвоение полномочий другого служащего для совершения противоправных действий, которые ведут к нарушению интересов или прав общества, какого-либо предприятия, гражданина или многих людей. Такие действия указаны в статье 30 УК: лицо может объявить себя другим сотрудником, использовать подложные документы, пользоваться спецодеждой и так далее. Причем то, что делает такой сотрудник, должно преследовать материальную цель – получение личной наживы. В статье 288 УК описываются возможные варианты наказания.

Особенностирасследования должностных преступлений

При расследовании служебных правонарушенийорганы следствия должны доказать, что

  • лицообладает полномочиями, дающими ему специфические возможности, и это закрепленов соответствующих документах (уставе организации, положениях, инструкциях идругой нормативной документации);
  • былодействительно совершено нарушение, то есть полномочия, которые есть у человека,занимающего определенную должность, он использовал, чтобы решить свои личныевопросы.

Действия могутквалифицироваться как служебное преступление, если

  • онивступили в противоречие с задачами и целями, которые стоят перед даннойорганизацией;
  • человек,обладающий властью, совершил какие-либо действия или же бездействовал, и этопривело к нарушениям интересов госорганизации или государства в целом;
  • присутствуеткорыстная заинтересованность должностного лица, то есть оно стремилось получитьнекую выгоду лично для себя;
  • правонарушениеобладает материальным составом, то есть выгода, к которой стремится человек,является имущественной.

Наказание заслужебное преступление

Обвиняемым в должностныхпреступлениях может грозить наказание в виде административной и уголовнойответственности.

В зависимости от состава правонарушения лицо, чья винадоказана в суде, может быть подвергнуто штрафу или понести наказание в виделишения свободы – в тюрьме или колонии.

Также могут назначаться принудительныеработы и накладываться запрет на работу по определенной должности в течениеопределенного периода времени.

При вынесении решения судучитывает все обстоятельства дела, в том числе применение при совершениипреступления технических средств, которые выдаются на службе, например, оружия,наручников, резиновых палок и так далее. Виновный лишается свободы, если врезультате противоправных действий пострадавший человек погиб.

При получении взяток отягчающимобстоятельством является вымогательство (статья 163 УК), когдадолжностное лицо вынуждает дать ему деньги или другие материальные вещи в обменза отказ совершать негативные действия в отношении ИП или предприятия. В этойстатье отдельно оговариваются правонарушения медработников, которые требуют отпациентов заплатить некоторую сумму денег или передать имущество в обмен завыполнение своей работы ответственно и осторожно.

Получение взятки или дача взятки в крупном размере оговаривается в статье 290 УК, где предусмотрено наказание в виде штрафа до миллиона рублей либо в сумме заработной платы виновного за два года, или в размере 10-50 кратной суммы взятки.

Также виновный лишается права работать на определенных должностях или в какой-то сфере до трех лет. Возможно также наказание в виде принудительных работ до пяти лет. Срок давности по служебным преступлениям зависит от конкретного состава правонарушения.

Квалифицированнаяюридическая помощь

Должностным правонарушениям впрактике следственных и судебных органов уделяется особое внимание, посколькуони обладают существенными отличиями от преступлений частных лиц.

  • У должностных лиц, наделенных властью, больше возможностей, чем у просто человека, совершить правонарушение.
  • Последствия таких действий нередко более опасны, чем преступлений частных лиц.
  • Такие преступления оказывают влияние на ситуацию в государстве и сильнее подрывают авторитет закона.

Такое особое положение служебныхпреступлений в ряду других требует от юристов, которые занимаются защитойобвиняемых или потерпевших, наличия высокой квалификации и большого опытаработы в данной сфере.

Адвокаты по экономическим и должностнымпреступлениям адвокатской конторы «Магнат» из Екатеринбурга обладаютнеобходимыми знаниями и опытом, чтобы обеспечить вам профессиональную поддержкув таких делах.

 19 Просмотров сегодня

Источник: https://ak-magnat.ru/dolzhnostnye-prestupleniya/

Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ)

Должностные преступления ук

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления.

Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления.

Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней.

Преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного самоуправления, отмечается сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами.

Противодействовать этим злоупотреблениям в определенной мере призваны уголовно-правовые нормы, предусмотренные гл. 30 УК, которые предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК).

В законе не содержится определения данной группы преступлений. Однако с учетом их особенностей, содержания и признаков составов можно в обобщенном виде определить эту группу преступлений.

Прежде всего, преступления, предусмотренные гл. 30 УК, отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами) государственных органов или органов местного самоуправления; исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий.

В большинстве составов преступлений, включенных в данную главу, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. 285, 286, 287, 289, 290, 293). В то же время в примечании 4 к ст.

285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292). За служебный подлог несут ответственность и должностные лица;

б) совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

в) общественно опасные деяния посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления, либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Таким образом, рассматриваемую группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Глава 30 УК РФ включает девять статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

превышение должностных полномочий (ст. 286);

отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);

присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

получение взятки (ст. 290);

дача взятки (ст. 291);

служебный подлог (ст. 292);

халатность (ст. 293).

Непосредственным объектом данной группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и авторитет отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления.

В некоторых случаях эти преступления могут посягать и на другие дополнительные объекты. Например, дополнительным объектом могут выступать законные интересы граждан или организаций (ст. 285, 286 УК); здоровье (ч. 3 ст. 286 УК); жизнь (ч. 2 ст.

293 УК); собственность (ст. 285, 286, 293 УК).

В ряде преступлений этой группы в качестве обязательного признака выступает предмет преступления: например, информация (документы, материалы, аудио- и видеозаписи), предоставляемая Федеральному Собранию (ст. 287 УК); деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (ст. 290, 291 УК); официальные документы (ст. 292 УК).

Объективная сторона рассматриваемых преступлений выражается в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или органов местного самоуправления.

Большинство этих преступлений совершаются путем действия, например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК); получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК); служебный подлог (ст.

292 УК); а некоторые – путем бездействия, например, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию (ст. 287 УК); халатность (ст. 293 УК). Объективная сторона абсолютного большинства их выражается в двух специфических признаках.

Они совершаются, во-первых, либо с использованием служебных полномочий, либо благодаря занимаемому виновным служебному положению, во-вторых, они совершаются вопреки интересам службы.

Составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления сконструированы по типу как материальных (ст. 285, 286, 288, 293 УК), так и формальных (ст. 287, 289, 290, 291, 292 УК).

В связи с этим преступления первой группы признаются оконченными деяниями с момента наступления общественно опасных последствий, непосредственно указанных в диспозициях этих статей.

Другая группа преступлений – преступления с формальным составом – считаются оконченными с момента совершения самого деяния, указанного в законе.

Общественно опасные последствия, характерные для материальных составов преступлений, могут иметь материальный и нематериальный характер и различаться по тяжести. При совершении предусмотренных ст.

285, 286, 288 УК преступлений всегда наступает нематериальный вред, который заключается в причинении существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, подрыве авторитета органов власти; в причинении тяжких последствий (ч. 3 ст. 285, ч. 3 ст. 286, ч.

3 ст. 287), а при совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 293 УК, причиняется физический вред (вред здоровью различной тяжести, смерти человеку).

Обязательным признаком объективной стороны преступлений с материальным составом является причинная связь между действиями (бездействием) и наступлением указанных общественно опасных последствий.



Источник: https://infopedia.su/17xd8fb.html

Преступления должностных лиц

Должностные преступления ук

Каждый чиновник или руководитель предприятия рискует подпасть под действие статьи уголовного кодекса о злоупотреблении служебными полномочиями. И дело даже не в самих служебных должностных преступлениях – обвинения могут быть выдвинуты даже без явного злого умысла, поскольку признаки преступления достаточно размыты.

Потому каждый, кто работает на госслужбе или занимает руководящую должность в компаниях государственной формы собственности, должен владеть необходимой информацией о данном правонарушении.

 В данной статье мы рассмотрим, какие существуют признаки злоупотребления должностными полномочиями, а также что делать, если вас обвиняют в должностном служебном преступлении.

Что считается злоупотреблением должностными полномочиями?

Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды.

Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия.

Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.

Существуют обязательные признаки злоупотребления должностными полномочиями, с помощью которых можно точно определить, могут ли квалифицироваться конкретные действия по данной статье УК или нет. Вот они:

  • лицо, обвиняемое в должностном преступлении, имеет определенный круг полномочий, и действия были совершены в их пределах – может отдавать приказы, распоряжения, инструкции, которые обязательно должны исполняться подчиненными. Проще говоря, обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями можно только члена руководящего состава госкомпании;
  • полномочия были использованы против тех интересов, ради которых лицо ими наделялось. Каждый чиновник или руководитель имеет ряд должностных обязанностей и соответствующий им круг полномочий. Если полномочия использовались в интересах, которые явно противоречат должностным обязанностям, это является признаком злоупотребления;
  • правонарушение было совершено с корыстными целями – конечной целью действий обвиняемого является улучшение собственного материального положения, выгода для родственников или других связанных с обвиняемых лиц, и эта выгода доказана.

Как видно из приведенных выше признаков преступления, каждый из них является обязательным для выдвижения обвинения именно в злоупотреблении служебным положением. Если не доказаны корыстные мотивы, но есть ущерб для граждан или организаций, речь может идти о преступной халатности.

Если же незаконное обогащение не ставится под сомнение, но для этого не использовались должностные полномочия, или лицо их попросту не имело, действия можно квалифицировать как взятку, но не как злоупотребление служебными полномочиями.

Потому следствию нужно доказать наличие всех вышеперечисленных признаков преступления.

Ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами

Ответственность за преступление, квалифицируемое как злоупотребление служебными полномочиями, для государственных служащих предусматривается ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Поскольку подобные действия считаются общественно опасными, подрывают авторитет государственной власти и экономику страны, за них предусмотрено достаточно серьезное наказание:

  • если действия совершены без отягчающих обстоятельств – штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней зарплаты за полгода, принудительные работы на срок до 4 лет, ограничение свободы на такой же срок. Кроме того, приговор может включать запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет;
  • те же действия, если они совершены лицом, которое занимает государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, или является главой местного самоуправления – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 2 года, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а также запрет занимать те или иные должности;
  • если действия, совершенные в рамках первой или второй части статьи, привели к тяжким последствиям – лишение свободы на срок до 10 лет и запрет занимать определенные должности на тот же срок или пожизненно.

Что делать если вас обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями?

Учитывая формулировку статьи УК, под ее действие могут подпасть очень многие руководители. Что же делать, если против вас выдвинуты такие обвинения? Не стоит сразу пытаться доказать свою невиновность, первое, что нужно сделать – это обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Опытный адвокат по ст. 285 УК РФ проанализирует выдвинутые обвинения, доказательную базу по ним, другие обстоятельства дела, после чего предложит возможные стратегии поведения.

Если ситуация позволяет, адвокат соберет доказательства вашей невиновности и постарается закрыть дело еще на этапе досудебного расследования. Если же вина все-таки есть, действия адвоката будут направлены на уменьшение строгости наказания, в т.ч. путем переквалификации статьи в менее тяжкую.

В результате вы сможете минимизировать негативные последствия выдвинутых обвинений в злоупотреблении служебным положением.

Заключение

Обвинение в злоупотреблении служебным положением – достаточно частое явление для госчиновников и руководителей различного уровня. Если вы столкнулись с такой ситуаций, сразу обращайтесь к адвокату по уголовным делам, он сможет оперативно разобраться в ситуации и сделать все для защиты своего клиента.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/priznaki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.