Должностное лицо руководитель

Административная ответственность

Должностное лицо руководитель

Должностные лица выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии со ст.2.4 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

     Должность — понятие, которое определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности, в том числе и государственного ,служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она характеризует содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

     В действующем КоАП РФ впервые закрепляется понятие должностного лица.

Этот термин использовался и в старом Кодексе 1984 года, но критерии отнесения служащих к должностным лицам не были определены, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, данным в уголовном законодательстве ( примечание к ст.285 УК РФ). Теперь же данное в КоАП определение сохранило смысловое единство данного понятия в законодательстве.

      Согласно ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е.

наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Кроме того, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

     Для более глубокого понимания перечисленных признаков  таких особых субъектов, как должностные лица, можно прибегнуть к аналогии и обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

Так, “к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности”. К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями. В Постановлении оговаривается и то, какие функции следует считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными. В соответствии с п. 3 Постановления организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.     Таким образом, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными – по управлению вещами.

     Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами.

Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает).

Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

      В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством РФ, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции.

Должностная инструкция является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающим эти должности. В должностной инструкции, помимо всего прочего, должны содержаться положения об ответственности.

     Т.е. к должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

     К должностным лицам организации относятся:1) руководитель организации. Согласно ст.

273 Трудового кодекса РФ руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов. Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации;2) члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров,правления);3)заместители руководителя организации;

4) иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т.д.).     Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом. Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности.

Так, главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и  достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

  Следует иметь в виду, что главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица.

Но в  то же время должностные лица организаций могут быть одновременно с этим  привлечены к административной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Исключение из этого правила составляют правонарушения, хотя и предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов.

      Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть Кодекса (раздел II). Непосредственно составы административных правонарушений устанавливаются в соответствующих статьях КоАП РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. КоАП не содержит специальной главы (как это реализовано в УК РФ) посвященной правонарушениями должностных лиц. Поэтому составы правонарушений «разбросаны» по всему кодексу.

    Сравнивая КоАП РФ с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф.

Примечательно, однако, что в большинстве составов именно административный штраф как санкция превалирует над остальными мерами ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, чем просто граждане. Что касается размера штрафов, то в соответствии со ст. 3.

5 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого, на должностных лиц – пятьдесят тысяч рублей.

При этом, административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных выше, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда.

     Помимо перечисленных выше мер административной ответственности, в качестве основной к должностным лицам может применяться новая, ранее не предусмотренная санкция – дисквалификация(ст.3.

11 КоАП РФ) , которая заключается в лишении лица права либо замещать определенные должности государственной и муниципальной службы, либо занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров и др.Распространяется данное наказание и на арбитражных управляющих.

Указанная мера административной ответственности назначается только судом и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

     В качестве дополнительного наказания, применяемого к должностным лицам, КоАП РФ называет конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Учитывая множество постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, отменяющих административный порядок конфискации, законодатель теперь прямо указывает на то, что данное взыскание может применяться только в судебном порядке.

    В некоторых случаях КоАП РФ прямо устанавливает замену административной ответственности дисциплинарной.

Так, военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в большинстве случаев несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения ими службы. На общих основаниях, установленных ст. 2.5 КоАП РФ, они несут ответственность только за некоторые правонарушения (в области выборов и референдумов, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Правил дорожного движения и т.д.).

Источник: http://www.panov.in/Otvety/Zapisi/2011/6/30_otvet.html

За что несет ответственность генеральный директор российской компании?

Должностное лицо руководитель

Татьяна Бойкова, руководитель отдела правового обеспечения ООО «СК Гарант-Столица»

Правовой статус

Генеральный директор (директор, руководитель, единоличный исполнительный орган) обладает особым правовым статусом, что обусловлено его двояким положением.

С одной стороны, директор является представителем работодателя, то есть лицом, которое в соответствии с законом, учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, обладает правами и обязанностями работодателя, а с другой стороны, сам является по отношению к обществу работником (Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Глава 43 Трудового кодекса определяет и регулирует правовое положение директора, ее нормы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Однако нормы главы 43 Трудового кодекса РФ не распространяются на руководителей в случаях, если:

– руководитель организации является единственным ее участником (членом, собственником);

– управление организацией осуществляется по договору с управляющей организацией или управляющим (ИП).

Порядок заключения и прекращения трудового договора с директором также обладает некоторыми особенностями.

Так, в случае заключения срочного трудового договора, срок его действия может определяться учредительными документами.

В случае работы по совместительству, необходимо разрешение уполномоченного органа юридического лица, также директор не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля.

Прекращен трудовой договор может быть как по общим основаниям, так и в связи с отстранением от должности в соответствии с законодательством о банкротстве или в связи с принятием собственником решения о досрочном прекращении договора.

При отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (статья 279 Трудового кодекса РФ).

Если договор расторгается по соглашению сторон, директор обязан предупредить работодателя в письменной форме не позднее, чем за один месяц (статья 280 Трудового кодекса РФ).

Возвращаясь к ответственности директора, отметим, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а именно возмещает убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством (статья 277 Трудового кодекса РФ).

Директор — как работник

Положение директора как работника компании весьма специфично, поскольку определяется как нормами трудового, так и нормами гражданского права.

Так, на основании статьи 277 Трудового кодекса РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Несмотря на то, что в постановлении Минтруда РФ от 31.12.

2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» руководитель указан среди работников, с которыми договор может быть заключен, заключать его нет необходимости, поскольку директор уже несет материальную ответственность в силу закона.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.

Так, например, нередки случаи, когда директор, взяв в возглавляемой им организации денежную сумму под отчет, ее не возвращает.

Истец (работодатель) вынужден был обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба, где просил взыскать с директора ущерб, а также расходы по уплате государственной пошлины.

Кроме того, в результате инвентаризации товарно-материальных ценностей в организации была выявлена недостача, в связи с чем истец (работодатель) просил взыскать с ответчика (директора) также и ущерб в размере недостачи. Определением суда оба дела были объединены в одно производство, и решением суда иск был удовлетворен.

Суд взыскал с директора в пользу работодателя денежную сумму в счет возмещения ущерба и судебные расходы по делу (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 16.07.2013 по делу № 33-1928/2013).

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?2452

Что такое должностное лицо? Полномочия и обязанности должностного лица

Должностное лицо руководитель

Понятие «должностное лицо» люди слышат постоянно, но мало кто знает его значение. Многие знают только, что эти субъекты занимают высокие посты. Что такое должностное лицо, каковы его обязанности и права, зафиксировано в Кодексе об административных правонарушениях.

Значение понятия

Российские граждане, осуществляющие функции представителей власти, именуются должностными лицами. Человеку может быть присвоен такой статус, если он занимает руководящую позицию в политической партии, в организации, в учреждении общественного характера и т. д.

В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях.

Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений.

В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.

Раскрытие понятия в КоАП РФ

В статье 2.4. Кодекса дано развернутое определение, что такое должностное лицо. Им является гражданин, наделенный определенными полномочиями властного характера в пределах, установленных правовыми нормами. При этом влияние субъекта распространяется на людей, которые не находятся от него в зависимости по служебному положению.

В большинстве случаев в перечень функций субъектов входит административно-хозяйственная и организационно-распорядительная работа. Эти лица осуществляют предоставленные им полномочия в следующих сферах:

  • местное самоуправление;
  • вооруженные силы страны;
  • муниципальные и государственные организации.

Ответственность этих субъектов за нарушения возложенных обязанностей и предоставленных полномочий устанавливается соответствующими статьями Кодекса.

публичных обязанностей

Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.

Эти действия властные субъекты совершают только в период исполнения государственных служебных обязанностей, либо до окончания срока, указанного в нормативном акте или распоряжении.

Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.

Эти граждане принимают решения, обязательные для выполнения организациями и гражданами любой формы собственности и подчиненности ведомственного типа. На местном уровне указанные полномочия осуществляются только в пределах исполнительно-распорядительных негосударственных муниципальных органах.

В сфере работы юридических лиц действующими нормами права устанавливается три типа периодов исполнения служебных обязанностей в коммерческих или некоммерческих организациях уполномоченными лицами:

  1. Постоянный.
  2. Временный.
  3. Период исполнения обязанностей по специальному распоряжению.

функций управления указанных лиц совпадает с объемом полномочий, установленных для сотрудников муниципальных и государственных органов.

Статус должностного лица

Для полноценного определения, что такое должностное лицо, необходимо определить статус этого субъекта. Он регламентирован присвоенными полномочиями по нормам права. Статус гражданина не зависит от реализации возложенных обязанностей в объективном смысле.

Должностное лицо вправе реализовывать свои права или воздерживаться от этого. Но от выполнения обязанностей в период работы оно отказаться не вправе. Поэтому в этой сфере соотношение диспозитивных и императивных начал равное.

Должностное лицо может объединять в своей работе публичную и частноправовую деятельность в пределах выполняемых полномочий. Такое объединение имеет место только в административной сфере. В иных областях властные субъекты осуществляют только один тип деятельности. Например, в сфере уголовного права можно реализовывать только полномочия публичного типа.

Особенности работы должностного лица в сфере административного права

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.

Ответственность на указанных лиц может налагаться в административной и других сферах. Часто гражданину назначается наказание по нормам уголовного права. УК РФ определяет таких субъектов как граждан, постоянно или временно реализующих функции представителей власти. Эти нормы закреплены тридцатой главой Кодекса.

В административном праве определение того, что такое должностное лицо организации или государственного органа, шире и объемнее.

По нормам КоАП РФ, субъект ответственности – лицо, которое совершило правонарушение в области возложенных на него полномочий.

Санкции применяются в отношении начальников, представителей руководящего состава и иных государственных работников, которые реализуют распорядительные, хозяйственные и административные функции.

Различия между должностными лицами и обычными гражданами

При определении понятия, что такое должностное лицо организации или государственного органа, важно рассмотреть отличия этих субъектов от простых граждан. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, властные субъекты — граждане, которые работают в органах государственной власти и осуществляют административно-хозяйственные функции.

В эту группу также входят физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предпринимательства, — индивидуальные предприниматели.

В настоящее время ответственность этих субъектов относится к группе юридических лиц, несмотря на попытки выделения их в отдельную категорию из-за того, что правонарушения ИП опираются на дела организаций.

У них отличаются мотивы, составы правонарушений, характер поступков и т. д.

Правонарушения должностных лиц

Больше двух четвертей особенной части в Административном кодексе составляют правонарушения, совершенные властными субъектами. Большая часть статей посвящена организационно-хозяйственной и предпринимательской деятельности граждан.

Правонарушения, рассматриваемые Кодексом, совершаются в следующих областях:

  • посягательство на права граждан (пятая глава, пятьдесят статей);
  • охрана собственности (седьмая глава, двадцать девять статей);
  • природопользование, экология и защита окружающего мира (восьмая глава, тридцать восемь статей);
  • мелиорация, сельское хозяйство и ветеринария (десятая глава, четырнадцать статей);
  • информация и связь (тринадцатая глава, двадцать три статьи);
  • строительство, энергетика и промышленность (девятая глава, четырнадцать статей);
  • налоги и финансы, деятельность индивидуальных предпринимателей (четырнадцатая и пятнадцатая главы, пятьдесят девять статей);
  • сфера таможни (шестнадцатая глава, двадцать одна статья);
  • посягательство на государственные властные органы (семнадцатая глава, десять статей);
  • учет воинского типа (двадцать первая глава, четыре статьи);
  • порядок управления (девятнадцатая глава, девятнадцать статей).

Таким образом, санкции в отношении указанных лиц применяются в разных областях жизни граждан и государства.

Согласно нормам Административного кодекса, за совершаемые нарушения должностные лица несут ответственность тех же видов, что и другие субъекты. В отношении указанных чаще всего применяются следующие типы санкций:

Дисквалификация – лишение возможности нанимать конкретную должность в течение установленного судом промежутка времени.

Выявление правонарушения административного характера влечет также дисциплинарную ответственность в форме увольнения (в редких случаях – выговора).

Размеры и сроки наказаний зависят от тяжести совершенного деяния и наличия смягчающих (отягчающих) вину обстоятельств.

Правила выявления должностных лиц

Не всегда просто определить, что такое государственные должностные лица и кто входит в эту группу. Часто при трудоустройстве граждане не понимают, являются ли они обычными сотрудниками или ответственными лицами.

Основное правило для ответа на этот вопрос – изучение зафиксированных в документах организации обязанностей и прав работника. Например, если сотрудник подписывает договор о материальной ответственности, он приобретает статус должностного лица. Аналогичная ситуация, если у работника в документе будут зафиксированы полномочия распорядительного характера по выдаче и приемке товара.

Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.

Должностные лица: права и обязанности

Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.

Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов.

Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.

Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.

Например, обязанности должностных лиц в административной сфере как части одного из приблизительно шестидесяти органов надзора, — рассматривать дела о правонарушениях в этой области. Правонарушений в этой сфере насчитывается около четырехсот.

К примеру, отдел по внутренним делам занимаются расследованием около пятидесяти видов нарушений, в которые входит охрана правопорядка, сфера движения на дорогах и прочее. В органах внутренних дел в группу указанных лиц входят руководители, заместители начальников. При выявлении нарушений, их расследованием занимаются именно эти субъекты.

Задачи субъектов

Перед государственными должностными лицами стоит множество задач. Они разделяются по органам, реализующим определенные полномочия, а также по сферам деятельности. Большая часть охранительных функций в сфере пресечения и профилактики правонарушений реализуется органами внутренних дел.

Сотрудники ОВД рассматривают следующие типы дел:

  • нарушение порядка пребывания в районе государственной границы;
  • хулиганство мелкого типа;
  • распитие алкогольных напитков;
  • появление на общественной территории в нетрезвом состоянии и распитие в неположенных местах алкогольных напитков;
  • нарушение безопасности при движении на дорогах.

Помимо рассмотренных задач, перед властными субъектами ставится много других.

Типы административных органов

Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. Разделение субъектов происходит не только по сфере правонарушений, но и по их тяжести.

Группировка органов происходит следующим образом:

  1. Налоговые и таможенные органы, пограничные службы, военкоматы.
  2. Исполнительные властные органы.
  3. ОВД.
  4. Комиссии по делам несовершеннолетних граждан.
  5. Мировые, районные, областные судьи.

Полномочия и обязанности указанных лиц четко регламентированы различными актами. За любые нарушения указанные субъекты отвечают по всей строгости.

Источник: https://FB.ru/article/444593/chto-takoe-doljnostnoe-litso-polnomochiya-i-obyazannosti-doljnostnogo-litsa

Ответственность должностных лиц организации: понятие, виды, субъекты — Audit-it.ru

Должностное лицо руководитель

Не исполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.

Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений и, как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения.

Кроме того, основания привлечения к ответственности содержаться и в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.

Каждый должен представлять, что за одно и то же противоправное действие (бездействие), будь то нарушение трудовых отношений или нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений, может повлечь за собой ответственность в любых ее проявлениях (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.

Квалифицируют противоправные действия, как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление), и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные, полномочия (суд, прокуратура, милиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).

Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, являющегося руководством для работодателя. А вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.

Следует иметь в виду, что понятие «должностное лицо организации» является собирательным и не имеет законодательного определения.

Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), называя в качестве субъекта того или иного наказуемого деяния должностных лиц, в первую очередь, имеют в виду лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции в органах государственного управления. В частности, в «Примечании» к статье 2.4 КоАП РФ разъясняется, что:

«Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».

В Российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ответственность», поэтому приходится обращаться к науке. Теория права выработала огромное количество определений ответственности, но, как и по многим юридическим вопросам единой точки зрения нет, что опять таки связано с отсутствием легального определения данного понятия.

Как правило, под юридической ответственностью понимают:

наказание за совершенное правонарушение;

реализацию санкции нормы права;

меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

порицание, как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;

особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением. Как правило, основным правоотношением является отношения правонарушителя и государства в лице соответствующих органов.

Каждое из вышеперечисленных определений имеет право на существование. Таким образом, под ответственностью понимается предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия вследствие совершенного им правонарушения.

Виды юридической ответственности обычно классифицируют в зависимости от отрасли права: гражданская, налоговая, дисциплинарная, административная, уголовная и так далее.

Следует отметить, что юридическая ответственность является видом социальной ответственности, наряду с моральной и этической.

Применительно к теме настоящей статьи субъектами правоотношений являются – должностные лица организации, к числу которых относятся:

– руководитель организации.

Согласно статье 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается Федеральными законами от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статья 69, далее Закон №208-ФЗ), от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 40, далее Закон №14-ФЗ), от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» (статья 21) и иными. Подробный порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается учредительными документами организации.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов.

Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации.

– члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);

Порядок избрания коллегиального органа устанавливается Федеральными законами №208-ФЗ (статья 64, 66), №14-ФЗ (статья 41) и иными. Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации;

– заместители руководителя организации;

– иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и так далее).

Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Но все вышесказанное, применительно к рассматриваемой теме, следует представлять в рамках иной ответственности, под которой авторы понимают наличие у главного бухгалтера и руководителя организации (как работников вообще и как должностных лиц в частности) прав и обязанностей в осуществляемой ими деятельности и в управлении делами, определенными трудовым договором, должностными инструкциями, а также предписаниями нормативных правовых актов, касающихся выполнения главным бухгалтером и руководителем значительного объема полномочий для реализации своих трудовых функций.

В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу.

Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции.

Должностная инструкция, является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающими эти должности.

В должностной инструкции помимо всего прочего должны содержаться положения об ответственности.

Кроме того, законодатель предоставляет работодателю возможность при заключении трудового договора с работником (назначаемым на должность главного бухгалтера либо заместителя руководителя) установить условия о материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю (часть 2 статьи 243 ТК РФ).

Общие положения о правах и обязанностях главного бухгалтера, а также об ответственности главного бухгалтера и руководителя организации содержится в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 года №59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

Из всего сказанного выше следует сделать следующие выводы:

1. Главный бухгалтер и руководитель организации, как граждане, могут нести ответственность гражданскую, в соответствии нормами гражданского законодательства (смотрите Гражданский кодекс Российской Федерации), уголовную ответственность за преступления, кроме должностных, предусмотренные УК РФ, административную, предусмотренную КоАП РФ.

2. Главный бухгалтер и руководитель организации, как работники, могут нести дисциплинарную или материальную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (ТК РФ), и уголовную – за преступные действия (бездействие) в сфере трудовых отношений, предусмотренные УК РФ.

3. Главный бухгалтер и руководитель организации, как должностные лица, могут нести:

– уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности и за злоупотребление полномочиями вопреки интересам службы, предусмотренные УК РФ.

– административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренные КоАП РФ.

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица.

В тоже время, должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Исключением из этого правила составляют правонарушения хотя и предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов (например, статьи 128, 129, 129.1 НК РФ). Указанные правонарушения не связаны со статусом должностного лица и поэтому могут быть наложены на любое лицо.

Более подробно с вопросами, касающимися ответственности руководителей организации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ответственность должностных лиц организации».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/43932.html

Кто ответит за нарушение законодательства: руководитель или кадровик?

Должностное лицо руководитель

Каждый работодатель знает, что за нарушением следует наказание. Но все привыкли к тому, что штрафные санкции обычно применяют к организации или руководителю компании. Однако есть нормы, за отступление от которых накажут кадровика или специалиста по охране труда. Разберемся, когда и как могут привлечь к ответственности рядовых сотрудников. Рассмотрим судебную точку зрения.

По общему правилу нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является существенным поводом для наказания и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Организацию-работодателя и должностное лицо могут привлечь и по иным статьям КоАП РФ, например, за нарушение правил охраны труда, требований пожарной безопасности, незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев и т.д. (ст. 5.27.1, 20.4, 18.15 и др. КоАП РФ).

Если с юридическим лицом все понятно, то должностное лицо может вызывать вопросы. Всегда ли это руководитель компании? Как понять, кого накажут за неверное ведение воинского учета, к примеру? Могут ли сотрудника привлечь к уголовной ответственности? В статье ответим на эти и другие вопросы, не затрагивая дисциплинарной и материальной ответственности.

Должностное лицо

Чтобы ответить на вопрос о том, кто из сотрудников работодателя будет наказан за то или иное отступление от закона, необходимо разобраться с термином «должностное лицо».

Должностное лицо – это руководитель и другой работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Оно понесет ответственность в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Давайте разбираться, что представляют собой организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Организационно-распорядительные функции предполагают полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например:

  • выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности;
  • установление сотрудником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности;
  • прием экзаменов и выставление оценок членом государственной экзаменационной комиссии 1.

Административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, а также по совершению иных действий. Например:

  • принятие решений о начислении заработной платы, включая премии;
  • осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием 2.

Таким образом, можно сделать следующие выводы (Схема на стр. 12):

1) должностным лицом считается не только руководитель, но и другой работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

2) указанные функции должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции, локальном нормативном акте или в ином документе, с которым работник ознакомлен под подпись;

3) к ответственности можно привлечь сотрудника, который совершил нарушение в рамках своих обязанностей.

Схема. Какой работник будет являться должностным лицом по КоАП РФ

Рассмотрим на примерах из судебной практики, кто подлежит административной ответственности и при каких обстоятельствах.

Главный бухгалтер

При наличии в должностной инструкции, трудовом договоре или ином документе определенных обязанностей, главный бухгалтер будет подлежать административной ответственности за нарушение норм закона.

Судебная практика

Суд признал законным привлечение к административной ответственности главного бухгалтера учреждения за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения дела судья изучил должностную инструкцию сотрудника и пришел к выводу, что последний выполнял административно-хозяйственные функции.

Таким образом, главный бухгалтер является должностным лицом и подлежит наказанию за совершенное административное правонарушение (постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 44-АД18-20).

Специалист по охране труда

Минтруд РФ считает, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные…

Источник: https://delo-press.ru/journals/staff/pravovoe-obespechenie-deyatelnosti/48460-kto-otvetit-za-narushenie-zakonodatelstva-rukovoditel-ili-kadrovik/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.