Должностное лицо понятие правовой статус

Административно-правовой статус должностных лиц

Должностное лицо понятие правовой статус

Админ-правовой статус должн. лица – это урегулированное нормами АП положение должн. лица в органе управления, в органах гос. власти, в других учреждениях и организациях, которое характеризуют различным набором составных элементов его структуры.

Админ. правосубъектность должн. лица является комплексным элементом админ-правового статуса, состоит из админ. правоспособности, админ. дееспособности и админ. деликтоспособности. Админ.

правоспособность – признаваемая гос-вом возможность гражданина РФ или иностранного гражданина иметь права, обязанности и собственные полномочия по реализации админ. полномочий РФ, субъектов РФ, гос.

органов, муниципальных образований, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также лиц, осуществляющих предприн. деятельность без образования юр. лица.

Админ. дееспособность должн. лица наступает с того момента, когда данное лицо в пределах устан. админ. прав, админ. обязанностей и собственных админ.

полномочий способно совершать действия, влекущие возникновение и функционирование админ. правоотношений, складывающихся по поводу обеспечения исполнения общеобязательных установлений и правил поведения, предусм.

законами и иными НПА, и прекращается в случаях, прямо указанных в нормах админ. зак-ва.

Административно-правовой статус федеральных министерств.

Федер. министерство- федер. орган исполн. власти по выработке гос. политики и норм-правовому регулированию в устан актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Фед. министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (фед. министр).

Полномочия федер. министерства: выработка гос. политики в устан. сфере деятельности; норм-правовое регулирование в устан сфере деятельности; координация и контроль деятельности подведомственных федер. служб и федер.

агентств, в том числе:• утверждение ежегодного плана и показателей деятельности федер. служб и агентств, отчета об их исполнении;• внесение в Правительство РФ проекта положения о федер.

службе и агентстве, предложения об их предельной штатной численности и фонде оплаты труда;• внесение в Министерство финансов РФ предложения по формированию фед. бюджета и финансированию фед. служб и агентств;• вправе давать руководителя фед.

служб и агентств обязательные для исполнения указания;• вправе приостанавливать решения фед. служб и агентств или отменять эти решения; координация деятельности гос. внебюджетных фондов.

Административно-правовой статус федеральных служб.

Фед. служба – фед. орган исполн. власти межотраслевой или внутриотраслевой компетенции, осуществляющий в качестве основных ф-ций по контролю и надзору в устан. сфере деятельности, а также спец. функции в области обороны, гос. и общественной безопасности, защиты и охраны гос. границы РФ, борьбы с преступностью.

Основные ф-ции: контроль и надзор в устан. сфере деятельности, в том числе: • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами гос. власти, органами мес. самоуправления, их должн. лицами, юр. лицами и гражданам устан. НПА общеобяз. правил поведения;

• выдача органами гос. власти, органами местного самоуправления, их должн. лицами разрешений (лицензий) на осуществление опред. вида деятельности и (или) конкретных действий юр.

лицам и гражданам; • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивид. правовых актов; осуществляет спец. функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны гос.

границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности; издание индивид. правовых актов.

Правовые акты управления: понятие и виды.

Правовой акт управления – вид юр. акта, основанное на законе одностороннее юр. властное волеизъявление органов гос. управления и должн. лиц, принятое в устан. процес. порядке и направленное на установление админ-правовых либо возникновение, изменение и прекращение админ-правовых отношений.

Виды: 1. По юр. свойствам: а) нормативные – содержат админ.-правовые нормы, создающие юр. основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) норм-индивидуальные – содержат как нормы АП, так и разрешение конкретного управленческого дела.

2. По форме выражения: а) словесные (письменные и устные, норм. и норм.-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные. 3. По сроку действия:а) бессрочные; б) срочные; в)временные. 4.

По тер-рии действия: а) на всей территории РФ; б) на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) на территории субъектов РФ; г) на территории муницип. образования; д) на территории предприятия, учреждения (локальные); 5. По органу, издавшему акт: а) Президента РФ; б) Правительства РФ; в) федер.

органов исполн. власти; г) органов исполн. власти субъектов РФ; д) органов местного самоуправления, осуществляющих исполн.-распорядительную деятельность; е) руководителей предприятий, учреждений. 6. По характеру компетенции: а) общей; б) межотраслевой; в) отраслевой; г) специальной. 7.

По наименованиям: а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 390;

Источник: https://studopedia.net/12_62340_administrativno-pravovoy-status-dolzhnostnih-lits.html

№33 Должностное лицо: понятие и правовой статус

Должностное лицо понятие правовой статус

Под должностнымилицами в системе государственной службыподразумеваются государственныеслужащие, обладающие государственно-властнымиполномочиями, имеющие в своем подчинениидругих государственных служащих, либораспоряжающиеся в административномпорядке материальными и денежнымиресурсами.

Исходя из этогоопределения должностные лица принятоподразделять на следующие категории:

  1. должностные лица-руководители;

  2. публичные должностные лица;

  3. представители административной власти;

  4. должностные лица контрольно-надзорных органов;

  5. должностные лица, выполняющие организационно-хозяйственные функции.

Не являютсядолжностными лицами государственныеслужащие, получившие денежные средстваили другие ценности под отчет по разовойдоверенности или другим разовымдокументам.

Под правовымстатусом должностного лица в системегосударственной службы имеется в видуустановленное и гарантированноегосударством особое положениегосударственного служащего, исполняющегоспециальные обязанности по определеннойдолжности.

В статусе должностноголица выражаются особые функции иполномочия по реализации компетенциигосударственного органа.

Общий статусдолжностных лиц установлен КонституциейРФ, федеральными законами.

Особенный статусдолжностного лица отражает спецификуего деятельности в отдельных видахгосударственной службы.

Специальныйправовой статус должностного лицаопределяется положением государственногооргана, специализацией, категориейдолжностей, носит профессиональныйхарактер. Специальный правовой статус– это статус, специально предоставленныйданному должностному лицу, например,право выступать от имени государственногооргана и т.д.

№34 Виды должностных лиц

Различия в правовомстатусе должностных лиц дают основанияговорить о следующих их видах.

А. Должностныелица, непосредственно реализующиевнешние полномочия государственныхорганов.

Должностныелица этой категории наделяются наиболеезначимыми властными полномочиями, чтопозволяет им представлять государственнуювласть в различного рода внешнихотношениях, т.е.

в отношениях с другимиорганами государственной власти, сорганами местного самоуправления, снегосударственными организациями игражданами.

Юридически властныеполномочия этих должностных лицреализуются в отношении лиц, не находящихсяв их служебном подчинении (или служебнойзависимости), а также государственныхи негосударственных организаций,ведомственно им подчиненных.

Например,такие должностные лица полномочныпредъявлять названным лицам и организациямоснованные на законе требования, даватьобязательные к исполнению указания,применять предусмотренные законодательствоммеры административного принуждения,включая меры административнойответственности.

Таких должностныхлиц обычно характеризуют в качествепредставителей публичной власти.

Иногда такихдолжностных лиц называют представителямиадминистративной власти. Это неверно,так как сужает реальное пониманиедолжностного лица как представителяименно публичнойвласти. Ведьсудья или прокурор также представляютвласть, которая не носит характерадминистративной.

Б. Должностныелица, непосредственно реализующиевнутриорганизационные (внутрисистемные)полномочия государственных органов.

Это должностныелица, чьи юридически властные полномочияреализуются в отношении находящихся вслужебной зависимости от них работникови нижестоящих органов, а также организаций,находящихся в ведомственном подчиненииданному органу.

В подобном понимании ктаким должностным лицам можно отнестии руководителей государственныхпредприятий и учреждений, полномочиякоторых реализуются только в отношенииподчиненных им работников.

Их полномочиявключают, например, право издаватьюридически обязательные акты;приостанавливать или отменятьнеправомерные акты подведомственныхим государственных органов и должностныхлиц; распоряжаться вверенным данномугосударственному органу государственнымимуществом; назначать на должности иосвобождать от должностей нижестоящихработников; поощрять их, а в необходимыхслучаях и наказывать и т.д.

В. Должностныелица, наделяемые полномочиями пообеспечению деятельности государственныхорганов. Каждыйорган имеет свою организационнуюструктуру и штаты (совокупностьгосударственных должностей, составляющихаппарат данного органа).

Имеются в виду тегосударственные служащие, которыевыполняют фактическую внутриорганизационнуюили внутриисполнительную работу данногогосударственного органа. Они являютсяфункционерамигосударственногоаппарата, его оперативнымсоставом.

Этопрофессионалы, участвующие в процессереализации юридически властныхполномочий, принадлежащих данномугосударственному органу, в определяемыхих служебными обязанностями формах.Например, это работники департаментовправительств и федеральных органовисполнительной власти.

Они совершаютразличного рода юридически значимыедействия, которые, в конечном счете,приводят к определенным правовымпоследствиям. При этом они лишены праваиздавать юридические акты.

Источник: https://studfile.net/preview/9567783/page:3/

Организационно-правовые элементы статуса должностного лица

Должностное лицо понятие правовой статус

В административно-правовой науке сформировались следующие отличительные признаки должностного лица.

Во-первых, должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должность (на основе установленных в нормативных актах способов замещения соответствующих должностей) в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ и выполняющий соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам.

Во-вторых, должностное лицо реализует властные полномочия, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, выполняя волю государства и общества, обеспечивая права и законные интересы граждан и организаций, удовлетворяя государственные и общественные интересы.

В-третьих, должностное лицо может представлять вовне (в отношениях с неподчиненными субъектами) государство (государственные органы) и муниципальные образования (органы местного самоуправления), которым оно служит.

В-четвертых, должностное лицо имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Усолъцев А. Т. Должностное лицо в государственном управлении // Правоведение. 1987. № 2. С. 16

В-пятых, оно может применять меры принуждения.

В-шестых, оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий.

В-седьмых, должностное лицо может издавать административные акты (разрабатывать и принимать управленческие решения), обеспечивающие реализацию предоставленных ему полномочий.

В-восьмых, оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.

В-девятых, должностное лицо может быть субъектом юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой). Оно несет повышенную ответственность (социальную, политическую, правовую, моральную) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Повышенная ответственность должностных лиц обусловлена тем, что они отвечают не только за свою личную деятельность, но и за действия подчиненных им лиц. Кроме того, они распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, выполняют важнейшие организационно-распорядительные функции по осуществлению предоставленных им полномочий и компетенции соответствующих должностных лиц.

Для должностных лиц в отдельных законах установлена административная и уголовная ответственность.

(п. 4 Примечания к ст. 285 УК РФ).

Таким образом, в соответствии с этой статьей к должностным лицам относятся:

1) лица, осуществляющие функции представителя власти (представители власти);

2) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции;

3) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.

Эти функции выполняются должностными лицами: а) в государственных органах (в органах законодательной, исполнительной, судебной власти РФ, в органах прокуратуры); б) органах местного самоуправления; в) государственных учреждениях; г) муниципальных учреждениях; д) Вооруженных Силах Российской Федерации; е) других войсках Российской Федерации (например, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ); ж) воинских формированиях Российской Федерации (например, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования Российской Федерации, воинские формирования при органах внешней разведки РФ, военизированные горноспасательные части по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, военизированные горноспасательные подразделения в транспортном строительстве, военизированные части ведомственной пожарной охраны)

1) осуществление деятельности на установленных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов принципах государственной службы: законности, подконтрольности и подотчетности; обязательности решений вышестоящих органов и должностных лиц; внепартийности государственной и муниципальной службы; ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и других принципах;

2) наименование должностного лица и место в организационной системе государственной службы (определяется его подчиненностью и различными атрибутами должности — печать, право подписи на важных документах и т. п.);

3) функции должностного лица — главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий.

Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Различаются организационные, распорядительные, административно-хозяйственные, юрисдикционные, воспитательные, контрольные, представительные функции;

4) права и обязанности — это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица; они определяют границы должного и возможного поведения и действий должностного лица; выражаются в совершении определенных действий или в соблюдении запретов и ограничений по службе;

5) правовые формы и методы реализации функций и полномочий (убеждение и принуждение, предупреждение, пресечение, стимулирование, запреты и т. д.);

6) гарантии реализации полномочий должностного лица — это организационно-правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает осуществление полномочий должностного лица (применение средств принуждения к лицам, административно-юрисдикционные полномочия, наличие определенных льгот, нормативное установление оснований для прекращения службы, увольнения из государственных органов и органов местного самоуправления и т. д.);

7) ответственность — неотъемлемый элемент правового статуса должностного лица, предполагающий создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины.

Иными словами, служебная дисциплина означает соблюдение должностными лицами установленных законодательством Российской Федерации (законами, положениями, присягой, контрактом о службе, положениями о различных видах государственной службы, приказами вышестоящих руководителей) порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий. Ответственность характеризуется наличием: а) объективных требований к должностному лицу; б) субъективного отношения к этим требованиям. Соответственно различается, во-первых, позитивная ответственность, т. е. эффективное выполнение служащими своих полномочий, своего служебного долга, стремление работать более качественно и достигать высоких показателей в работе, и во-вторых, ретроспективная ответственность, т. е. ответственность должностных лиц за нарушение служебной дисциплины, совершение административных правонарушений и преступлений;

8) льготы, гарантии и компенсации.

Например, отдельным должностным лицам предоставляется право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату, право на бесплатное медицинское обслуживание, льготные поездки на санаторно-курортное лечение, земельные участки под строительство индивидуальных домов на безвозмездной основе, на льготных условиях места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах и летних оздоровительных лагерях и т. д. для детей служащих. Чаннов С.Е. Должностное лицо как особый субъект административной ответственности. М., 2007

Должностных лиц можно классифицировать:

1) по объему служебных полномочий на: а) должностных лиц, которые имеют полномочия внутриорганизационного характера (руководители государственных и муниципальных учреждений и их заместители); б) должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера, т. е. это должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления (министры и их заместители, главы администраций и руководители структурных подразделений администраций);

2) по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: а) руководителей; б) специалистов, уполномоченных совершать действия, которые влекут правовые последствия для других субъектов права;

3) по видам государственной и иной деятельности на: а) должностных лиц органов представительной государственной власти (аппарат палат Федерального Собрания Российской Федерации, представительных органов субъектов Российской Федерации, областных (краевых) органов представительной власти, органов местного самоуправления); б) должностных лиц органов исполнительной власти (служащие аппарата Центральной избирательной комиссии, главы администраций, их заместители, руководители структурных подразделений администрации и т. д.); в) должностных лиц аппарата Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, областного (краевого), городского (районного) народных судов и т. д.); г) представителей судебной власти и правоохранительных органов (судьи, прокуроры, следователи, сотрудники милиции и т. д.); д) должностных лиц государственных и муниципальных учреждений;

е) должностных лиц, находящихся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ.

С точки зрения административной деликтоспособности, должностные лица как специальные субъекты должностного административного правонарушения подразделяются на следующие группы:

1) публичные должностные лица, наделенные внешне-властными полномочиями (представители власти);

2) руководители государственных и муниципальных учреждений;

3) должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

Должностные лица могут быть разделены на следующие группы: ,

1) занимающие государственные должности категории “А” (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.);

2) занимающие государственные должности категории “Б” (лица, замещающие должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”);

3) занимающие государственные должности категории “В” (лица, замещающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий).

Должностных лиц можно подразделить на следующие группы по месту (уровню) нахождения занимаемой ими должности в Реестре государственных должностей государственной службы: 1) должностное лицо, занимающее высшую государственную должность государственной службы (руководитель аппарата государственного органа, заместитель руководителя аппарата, начальник управления); 2) должностное лицо, занимающее главную государственную должность государственной службы (заместитель начальника управления, начальник отдела, начальник отдела в составе управления, заместитель начальника отдела в составе управления, советник); 3) должностное лицо, занимающее ведущую, государственную должность государственной службы (консультант, специалист-эксперт); 4) должностное лицо, занимающее старшую государственную должность государственной службы (ведущий специалист); 5) должностное лицо, занимающее младшую государственную должность государственной службы (специалист 1-й категории).

Целесообразно говорить и о таких категориях должностных лиц, которые: 1) занимают должность в порядке назначения; 2) занимают должность в порядке конкурса; 3) занимают должность в порядке избрания.

Должностные лица могут также подразделяться на руководителей аппарата государственного органа и оперативных сотрудников. Руководитель реализует свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого им органа (учреждения).

м деятельности руководителя, как правило, является: подготовка и принятие важных управленческих решений (административных -актов); осуществление управленческой деятельности с использованием различных неправовых форм управления (проведение совещаний, дача указаний, проведение консультаций и т. п.

); контроль за выполнением принятых решений; применение административно-юрисдикционных и дисциплинарных мер принуждения. Оперативный сотрудник — это лицо, деятельность которого связана с исполнительно-оперативным осуществлением управленческих функций по реализации компетенции государственных органов.

Он помогает разрабатывать и предлагает руководителям, а также другим служащим аналитические данные, варианты вероятных решений и действий; прорабатывает многие вопросы, по которым могут быть в дальнейшем приняты правовые решения.

Как нам представляется, всех лиц, занятых осуществлением государственно-служебных функций, следует разделить на три категории: 1) должностные лица (определить понятие в служебном законодательстве, подразделить на группы); 2) государственные служащие (выделить различные категории); 3) вспомогательный и технический персонал (в западной административно-правовой теории это рабочие, находящиеся на государственной службе). Вспомогательный персонал — это служащие, которые выполняют вспомогательные материально-технические операции по обеспечению деятельности должностных лиц. Непосредственного участия в деятельности по осуществлению компетенции соответствующих органов они не принимают и занимаются обслуживанием информационных процессов и материально-техническим обслуживанием деятельности аппарата государственных органов.

Подводя итог анализу понятия должностного лица и его правового статуса, хотелось бы отметить, что для внесения ясности в существо этого вопроса необходимо провести большую и длительную работу ученых-юристов, законодателей Российской Федерации, а также служащих правоохранительных органов. Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2013. N 8. С.33

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4316.html

Публичные и частноправовые должностные лица и их статус

Должностное лицо понятие правовой статус
Определение 1

Физические лица, у которых есть государственно-властные полномочия или которыми осуществляется исполнительно-распорядительная в негосударственных органах, организациях, учреждениях, являются должностными лицами.

Для взаимоотношений должностных лиц характерной является служебная соподчиненность: должностным лицом определяется мера легитимного поведения других лиц, которые являются участниками правоотношений и должен выполнять правомерные требования вышестоящего начальства.

У должностного лица есть право на установление и изменение прав и обязанностей, что приводит к тому, что возникают или прекращаются административные отношения в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Исходя из этого, статус должностных лиц распространяется на любые физические лица публичного или частного права, действия которых могут повлечь за собой факт возникновения, приостановления, изменения или прекращения юридически значимого события или обстоятельства (юридического факта).

Статус должностных лиц обуславливается правовой регламентацией их полномочий и не является зависимым от объективной реализации.

У должностного лица, в зависимости от существа административного отношения, есть право на осуществление вверенных ему прав и обязанностей либо на воздержание от данных дейтсвий.

То, что публичная и частноправовая деятельность отождествляется и относится к ведению должностных лиц является характерным исключительно для административного права: должностные лица в уголовном праве наделяются исключительно публичными полномочиями (примечание 1 к 285 статье Уголовного кодекса РФ).

Должностные лица могут различаться на основании того, что содержится в их публичных обязанностях.

Должностные лица, которые наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями выполняют функции, которые возлагаются на них в соответствии с законом, нормативными актами, приказами или распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

Специальные полномочия, определяющие статус должностных лиц, являются ограниченными сроками государственно-служебных обязанностей или могут быть прекращены в момент, когда исполняется служебное поручение, возложенное на них нормативными актами или распоряжениями.

Определение 2

Должностными лицами, у которых имеются публичные административные обязанности, также являются государственные и муниципальные служащие. Административные обязанности должностных могут распространяться на государственных и муниципальных служащих, которые подчинены им, но помимо этого и на лиц, которые не зависят от них на основании службы.

У указанных должностных лиц есть право на принятие решений, которые являются обязательными для исполнения в лице граждан и организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности.

У должностных лиц органов местного самоуправления также имеются властные административные обязанности, но право на их осуществление действительно только в исполнительно-распорядительных муниципальных органах, которые не являются государственными.

Исходя из этого можно утверждать, что возлагаемые на них обязанности не являются государственно-властными.

Должностными лицами в публичном праве также являются лица, которые занимаются осуществлением властных административных обязанностей в государственных и муниципальных органах. Физические лица в коммерческих и некоммерческих организациях, у которых имеются административные обязанности, являются должностными лицами частного права.

Должностные лица частного права, также как и должностные лица государственных и муниципальных органов, имеют распорядительные полномочия, но данные полномочия не властные, хоть и являются обязательными для исполнения подчиненными лицами, которые находятся с ними в трудовых отношениях.

Должностными лицами частного права осуществляется коммерческая деятельность, что является невозможным для лиц, у которых имеются публичные правомочия.

Право должностного лица

На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.

По отношению к сфере деятельности организаций, которые являются не государственными, исключая муниципальные, в действующем законодательстве установлен статус должностных лиц, которые на постоянной, временной или специальной основе выполняют управленческие функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Состав управленческих функций данных лиц являются таким же, как и состав полномочий, которые предусматриваются для должностных лиц государственного или муниципального органа.

Замечание 1

Данные лица наделяются организационными и распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Должностные лица должны являться дееспособными гражданами, то есть иметь возможность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и обеспечивать их исполнение.

У таких граждан есть право на вступление в обязательственно-правовые отношения, обладание имущественными и личными неимущественными правами. Возраст дееспособного гражданина не является принципиально связанным с совершеннолетием.

Гражданина, который еще не достиг 18 лет могут признать дееспособным на основании 2 пункта 21 статьи Гражданского кодекса РФ и он также наделяется статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой из негосударственных форм собственности.

То, что несовершенному гражданину присуждается указанный статус в публичных отношениях является ограниченным действием.

Пример 1

К примеру, право поступления на госслужбу есть у граждан, которые достигли совершеннолетия, владеют государственным языком и имеют профессиональное образование.

Властные полномочия государственных служащих заключаются в том, что происходит реализация организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на основании этого у служащих имеется такой же статус, как и у должностных лиц.

Когда от имени и по поручению соответствующих министерств осуществляются вверенные публичные полномочия, должностное лицо должно оказывать содействие тому, как возникают, изменяются, приостанавливаются или прекращаются административные отношения.

Определение должностного лица, которое установлено в статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, основывается на синтезе двух дефиниций, которые установлены в статьях 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации: лица, которое выполняет функции управления в коммерческих или иных организациях, а также должностного лица.

Замечание 2

Исходя из этого, в отличие от Уголовного кодекса, в Кодексе об административных правонарушениях представляется понятие, которое обобщает значение должностного лица. Тем самым предпринимается попытка устранения логического несоответствия статуса должностных лиц в частном и публичном праве.

Опиши задание

Административная ответственность для должностных лиц

Должностные лица могут нести административную ответственность исключительно на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (1 абзац 24 статьи Кодекса об административных правонарушениях). Должностным лицом сохраняется юрисдикционный статус по отношению к собственной проф.

деятельности, в случае совершения должностными лицами нарушений общественного порядка (например, мелкое хулиганство или незаконное распитие алкогольных напитков, необходимо соответственно обращаться к статьям 20.1 и 20.

20 Кодекса об административных правонарушениях) не может быть принят во внимание должностной статус нарушителей и последних должны привлекать к понесению ответственности на общем основании с другими физическими лицами.

Административная ответственность в случае проступков должностного лица предусматривается в отдельных федеральных законах, например в статьях 289-306 БК, которые определяются виды правонарушений в бюджетном законодательстве, понятия «должностного лица» нет, но правонарушители в данном случае – это лица, которые наделены государственно-властными полномочиями, занимающие руководящие должности в хозяйственной сфере и муниципальных органах а также другие лица, которые осуществляются функции должностного лица так, как это предусматривается на основании определения должностных лиц, содержащегося в примере 1 к статье 285 Уголовного кодекса.

Замечание 3

В зависимости от того, какие цели и предназначение деятельности присутствует, можно выделить частноправовые и публичные должностные лица.

Определение 3

Публичным должностным лицом является должностное лицо государственного, муниципального или специального публичного органа (например, Банк России, Счетная палата, Следственный комитет Российской Федерации), должностное лицо публичной некоммерческой организации – государственной корпорации, государственной компании, бюджетного, автономного и казенного учреждения, саморегулируемой организации, а также должностное лицо публичной коммерческой организации – открытого акционерного общества с государственным участием, государственного и муниципального унитарного предприятия.

Должностное лицо частного права осуществляют свою деятельность в коммерческих организациях, основная цель которых – извлечь прибыль, или в некоммерческих организациях, которые предназначены для того, чтобы осуществлять непубличную деятельность.

Статус частноправового должностного лица обусловливается на основании его процессуального права и обязанностей в качестве субъекта административного правонарушения.

Опасность для общественности правонарушения, которые совершаются в лице частноправового должностного лица, как правило может превышать вред (ущерб), который причиняется правоохраняемым интересам лицами, не наделенными должностными полномочиями, по этой причине в Кодексе об административных правонарушениях устанавливаются для должностного лица более обременительные штрафные санкции по сравнению с другими нарушителями – физическими лицами. На основании этого юрисдикционная значимость частноправового должностного лица обусловливается:

  1. на основании презумпции значимости того, какой им причиняется вред или ущерб;
  2. наделения их дополнительными правами и обязанностями в случаях, которые специально предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях;
  3. распространенности совершаемого правонарушения.

По отношению к последнему критерию необходимо отметить специфику субъектного состава Кодекса об административных правонарушения: практически во всех случаях санкциями статей КоАП устанавливается ответственности для частноправового должностного лица, к примеру публичное должностное лицо – субъект административного правонарушения, которое предусмотрено в статье 14.9 (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), 3 части статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий), 2 часть статьи 14.35 нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества), статья 19.74 Кодекса об административных правонарушениях (непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов).

Законодательство для должностных лиц

В законодательстве субъектов Российской Федерации устанавливается ответственности публичного лица исключительно в особых случаях, к примеру, на основании Кодекса об административных правонарушениях города Москва административная ответственность для должностного лица предусматривается в случае совершения проступков, которые установлены в статье 7.

27 (факт несоблюдения организациями лимита энергопотребления) и статье 7.29 (факт несоблюдения порядка того, как должно быть декларировано энергопотребление). По отношению к данным составам и субъектом правонарушений в административной сфере деятельности существуют также публичные юридические лица, которые создаются в организационно правовой форме гос.

учреждений или государственных унитарных предприятий, должностные лица гос. организаций, являющихся нарушителями в данном случае могут быть привлечены к ответственности вне зависимости от того, какая имеется квалификация корпоративных правонарушений (часть 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Факт привлечения к ответственности публичной организации на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ и г. Москвы отдельно, возможен только в случаях, которые указаны в КоАП РФ и г. Москвы, и при этом в них не предусматривается ответственность государственного или муниципального органа.

Общей тенденцией федерального и московского законодательства является квалификация по преимуществу проступки частноправовых субъектов.

Замечание 4

Примечательным является то, что в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливаются признаки, квалифицирующие частноправовые и публичные должностные лица, но привлечение последних к понесению административной ответственности является более редким явлением.

Санкции в случае налоговых правонарушений в большинстве случаев применяют к должностным лицам коммерческих организаций.

Санкциями, которые определяются на основании Бюджетного и Налогового кодекса, в отличии от Кодекса об административных правонарушениях, не предусматривается дифференциация наказаний, которые были совершены в лице должностных лиц и лиц, которые не наделены полномочиями должностных лиц: в случае выявления обстоятельств, которые отягчают ответственность за совершение налоговых правонарушений, может быть принято во внимание только повторение поступков лицом, к которому уже применялись налоговые санкции.

Вывод 1

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnaja-otvetstvennost/publichnye-i-chastnopravovye-dolzhnostnye-litsa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.