Должностное лицо определение в ук

Лицо должностное

Должностное лицо определение в ук

Должностное лицо

Служащий государственного учреждения, занимающий достаточно высокую должность и уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия.

Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009

Лицо Должностное

служащий государственного учреждения, организации, имеющий право совершать юридически значимые действия. и объем таких юридических действий определяются занимаемой должностью.

Источник: Бизнес-словарь

Лицо должностное

лицо, занимающее должность в аппарате управления или осуществляющее функции представительной власти, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, в пределах своей компетенции.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

лицо (работник), осуществляющее в результате назначения или в силу выборов функции представителя власти, а также занимающее в государственных или общественных учреждениях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в армии, других войсках и воинских формированиях страны.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

Лицо должностное

особая категория служащих, работающих в государственных и общественных органах, учреждениях и т. д.

, занимающих постоянно или временно по назначению, выборам или в ином установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и правомочные совершать юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правовых отношений. и объем таких юридических действий различны и определяются занимаемой должностью.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

1) лицо, осуществляющее функции представителя власти; 2) лицо, занимающее в государственных или общественных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Д. л. наделено властными полномочиями.

Важно подчеркнуть, что Д. л.

может выполнять свои функции не только в рамках трудовой деятельности за вознаграждение (например, освобожденный председатель правления спортивного клуба), но и в порядке общественной деятельности безвозмездно (например, председатель совета коллектива физкультуры).

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Лицо должностное

ЛИЦО, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в учереждениях, организациях или предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию. В настоящее время законодательство РФ не дает однозначного ответа на вопрос, являются ли должностными ЛИЦАМИ лица, выполняющие указанные функции на предприятиях негосударственного сектора экономики.

Источник: Большой финансовый словарь

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

лицо, занимающее должность в аппарате управления, а также осуществляющее постоянно или временно функции представительной власти, связанные с выполнением организационно-распорядительных или адм.хозяйственных обязанностей. Д.л.

являются руководители всех уровней, а иногда и рядовые специалисты в зависимости от объема их компетенции, определенной должностной инструкцией. Д.л. осуществляет распорядительную, регулирующую, контрольную деятельность в пределах компетенции.

В настоящее время российское право не имеет единого подхода о признании Д.л. лиц, выполняющих указанные выше функции в негос. организациях.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

должностное лицо

Лицо, назначенное на должность в государственном учреждении или находящееся на государственной службе. Отличается от рабочих и служащих как категорий работников тем, что в качестве работодателя в данном случае выступает само государство.

По сравнению с обр1чными служащими государственные чиновники имеют особое обеспечение (в том числе пенсионное) и льготы, гарантируемые им государством.

В свою очередь государственные чиновники имеют особые обязанности и обязательства по отношению к государству, главными из которых являются политическая нейтральность и лояльность (запрет на участие в политических партиях, забастовках и пр.).

Источник: Социальное рыночное хозяйство словарь терминов.

Должностное лицо

это служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, а также руководить подчиненными им работниками и давать им обязательные к исполнению распоряжения. Выделяют должностных лиц государственных органов и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций.

И те, и другие могут быть субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что должностные лица государственных органов могут реализовывать особые полномочия. Они имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении.

Это полномочия административной власти. Ответственность за нарушения, допущенные должностными лицами при реализации полномочий административной власти, налоговым законодательством не устанавливается.

Так, например, злоупотребление властью руководителя налоговой инспекции при разрешении спора с налогоплательщиком будет рассматриваться не как нарушение налогового законодательства, а как должностное правонарушение.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

ЛИЦА ДОЛЖНОСТНЫЕ

BANK OFFICERSЛюбой нац. банк обладает правом, кроме пр. корпоративных прав, избирать или назначать директоров и через совет директоров назначать президента, вице-президента, кассиров и др. Д.л., определять их обязанности, требовать их исполнения и штрафовать за их нарушение, увольнять лиц, нарушающих свои обязанности, и по своему усмотрению назначать на их места др. сотрудников (12 U.S.C. 24, Par. 5). Президент банка может быть членом совета директоров и должен быть его председателем, однако совет может назначить любого директора вместо президента банка для выполнения функций председателя совета, к-рый будет выполнять их так, как это предписывает совет (12 U.S.C. 76)Чем больше банк, тем больше вероятность таких дополнительных служащих, как контролер, аудитор, чиновник по трасту и функциональный вице-президент, возглавляющий отдельные подразделения, а также заместители указанных должностных категорий. Институты, обладающие лицензиями трастовых компаний, кроме старших Д.л., имеют тенденцию назначать казначея, секретаря и помощников этих Д.л.См. АУДИТОР; КАССИР; КОНТРОЛЕР ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА; ЧИНОВНИК ТРАСТОВОГО ОТДЕЛА.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

для целей КоАП) — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е.

наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно распорядительных или административно хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП).

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

Источник: https://vocable.ru/termin/lico-dolzhnostnoe.html

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Должностное лицо определение в ук

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.

4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г.

 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

ДиректорПравового департамента А.О. Миняев

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие “должностное лицо”.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72147856/

§ 2. Понятие должностного лица

Должностное лицо определение в ук

Определение понятия должностного лица как субъекта большинства предусмотренных в гл. 30  УК  РФ преступлений дано в прим. 1 к ст. 285  УК  РФ.

В соответствии с законом должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным: 1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей; 2) правовое основание наделения его этими функциями; 3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо.

 Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.

Должностное лицо – представитель власти. функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет.

Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе и обязательных для выполнения распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении граждан и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Нормативное определение понятия представителя власти содержится в примечании к ст.

318  УК  РФ: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции.

Лицо, выполняющее такие функции, руководит деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела, участка и т.д. (подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников, планирует и обеспечивает выполнение плана и т. п.). Выполнение организационно-распорядительных обязанностей неизменно связано с руководством деятельностью других людей.

Должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции. м административно-хозяйственных функций является осуществление полномочий по контролю и распоряжению имуществом, совершению сделок с ним, ответственному хранению и т. п.

В большинстве случаев должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Обязательным критерием, который позволяет выделить среди должностных лиц органа государственной власти и местного самоуправления тех, кто может стать субъектом преступления рассматриваемой группы, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий (акта бездействия), имеющих юридическое значение (т.е. связанных с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц), обусловленных служебной необходимостью и вытекающих из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.

Лица, хотя и имеющие отношение к имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не являются должностными.

Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам)*.

*См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г. (п. 5) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.

Другие признаки должностного лица,  указанные в уголовном законе, не являются определяющими. Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно, временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него обязанности, назначено на должность или избрано, работает за плату или бесплатно.

Правовым основанием наделения должностного лица соответствующими функциями являются положения закона,  Указ Президента РФ, решение главы исполнительной власти субъектов РФ, устав, инструкция или иные нормативные акты, приказ руководителя органа, учреждения или организации о назначении на должность, в которых сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность. Установление такого правового основания в каждом конкретном случае обязательно.

Должностное лицо приобретает комплекс должностных прав и обязанностей со дня,  указанного в приказе о зачислении на работу или в акте, закрепляющем итоги выборов.

Лицо, выполняющее должностные обязанности во время болезни, отпуска, командировки должностного лица, признается таковым лишь в силу акта назначения. Должностным лицо считается до момента прекращения трудовых отношений или истечения срока полномочий,  указанных в законе.

Обязательным признаком должностного лица является принадлежность органа, учреждения или организации, в котором оно занимает соответствующую должность, к государственным или муниципальным. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (ст. 10-12 Конституции РФ).

К ним относятся также Вооруженные Силы РФ, другие войска (пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны) и воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти РФ)*.

*См.: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

В соответствии с прим. 1 к ст. 285  УК  РФ не могут быть отнесены к должностным лица, занимающие должности в общественных объединениях и коммерческих организациях. Их ответственность, при наличии соответствующих признаков, наступает по статьям гл. 23  УК  РФ.

В соответствии с положениями, содержащимися в прим. 1-3 ст. 285  УК  РФ и иных нормах гл. 30  УК  РФ, выделяются четыре уровня должностных лиц, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30  УК  РФ.

Первый уровень – должностные лица, занимающие государственные должности РФ. Под таковыми в соответствии с прим. 2 к ст.

285  УК  РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Счетной палаты и т. д.)*. Перечень государственных должностей федеральной службы содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих**.

*См.: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный  Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1996. № 52. Ст. 5912.

**См.: Указ Президента РФ «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4129.

Второй уровень – должностные лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с прим. 3 к ст.

285  УК  РФ относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и т. д.).

Должностные лица первого и второго уровней могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290  УК  РФ.

Третий уровень – лица, занимающие должности главы органа местного самоуправления.

Глава органа местного самоуправления (мэр, префект) избирается на территории муниципального образования и наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования (ст.

16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290  УК  РФ.

Четвертый уровень – иные должностные лица, которые отвечают общим признакам, названным в прим. 1 к ст. 285  УК  РФ. Эти должностные лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ.

Должностное лицо, относящееся к любому из первых трех уровней, кроме специальных признаков, должно обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемым и достигшим общего возраста возможного наступления уголовной ответственности – 16-ти лет. При этом следует учитывать, что в отношении ряда должностей установлен повышенный возрастной ценз (например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18-ти лет; судьей, прокурором не могут стать лица моложе 25-ти лет).

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. В качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут выступать и иные лица.

Их действия следует квалифицировать по соответствующим статьям гл. 30  УК  РФ со ссылкой на ст.

33  УК  РФ при условии, если они использовали для совершения преступления должностное положение исполнителя и это охватывалось его и их умыслом.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_1797_chapter_201__2._Ponjatie_dolzhnostnogo_lia.html

Понятие должностного лица (гл.30 УК РФ)

Должностное лицо определение в ук

Определение понятия должностного лица как субъекта большинства предусмотренных в гл. 30 УК РФ преступлений дано в прим. 1 к ст.

285 УК РФ: «В соответствии с законом должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.»

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей;

2) правовое основание наделения его этими функциями;

3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо.

Должностное лицо – представитель власти. функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Нормативное определение понятия представителя власти содержится в примечании к ст.

318 УК РФ: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

В большинстве случаев должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Обязательным критерием, который позволяет выделить среди должностных лиц органа государственной власти и местного самоуправления тех, кто может стать субъектом преступления рассматриваемой группы, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий (акта бездействия), имеющих юридическое значение (т.е. связанных с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц), обусловленных служебной необходимостью и вытекающих из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.

Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно, временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него обязанности, назначено на должность или избрано, работает за плату или бесплатно.

Обязательным признаком должностного лица является принадлежность органа, учреждения или организации, в котором оно занимает соответствующую должность, к государственным или муниципальным.

По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (ст. 10-12 Конституции РФ).

К ним относятся также Вооруженные Силы РФ, другие войска (пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны) и воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти РФ) ( Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.)

65. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), отличие от легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (ст. 174, 1741 УК РФ).

Объект – законный порядок оборота имущества.

Предмет– деньги (в наличной или безналичной форме) или иное имущество (см. хищения).

Предметом преступления по ст.

175 УК не могут быть драгоценные металлы, природные драгоценные камни, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, радиоактивные материалы, наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующие или ядовитые вещества, порнографические материалы и изделия.

Их незаконное приобретение наказывается, соответственно, по статьям 191, 220, 222, 223, 234, 242 УК РФ, специально предусматривающим ответственность за незаконное приобретение названных предметов или веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем.

Обязательный признак предмета – добыт преступным путем лицом, не участвующим в этом преступлении.

Это прежде всего хищения, вымогательство, получение взятки, а также коммерческий подкуп, незаконное получение кредита, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, обман потребителей, браконьерство и др. Виновный по ст. 175 УК не может участвовать в этом преступлении, он является посторонним по отношению к нему, пользуется его плодами.

Объективную сторону преступления составляют две самостоятельные формы:

1. Приобретение – любые формы и способы (возмездного или безвозмездного) получения предмета в фактическое обладание. Под приобретением имущества,заведомо добытого преступным путем, понимают возмездные и безвозмездные способы его получения: покупку, принятие в подарок, в уплату долга, в качестве оплаты услуг, обмена и т.д.

2. Сбыт – любые формы и способы (возмездного или безвозмездного) отчуждения предмета (фактическая передача имущества с предоставлением прав пользования или распоряжения). Сбыт может осуществляться в форме продажи имущества, обмена, дарения, выплаты долга, арендной платы и т.д.

Принятие или передача на хранение не образуют приобретение или сбыт.

Состав формальный, преступление окончено с момента совершения любого из названных действий. Приобретение окончено с момента получения имущества, сбыт – с момента его отчуждения.

В действиях одного лица могут быть усмотрены обе формы – приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, и последующий его сбыт. В этом случае обе формы преступления должны быть вменены ему в вину, и это должно отразиться на назначенном наказании в рамках санкции соответствующей части статьи.

Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла. В статье специально подчеркивается, что лицо должно осознавать, что имущество добыто преступным путем. Мотив и цель – факультативные признаки.

Субъектомпреступления – общий, 16 лет.

ч. 2 ст. 175 УК – те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в отношении нефти и продуктов ее переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере.

Законодатель сориентировал практиков по понятию крупного размера имущества, увязав его со стоимостью автомобиля.

К такому имуществу можно отнести мебельные гарнитуры, дорогие ювелирные изделия, изделия из меха, различную вычислительную технику, отдельные музыкальные инструменты, антиквариат и т.п.;

Особо квалифицирующими признаками по ч. 3 ст. 175 УК признаются организованная группа и специальный субъект – лицо, совершившее преступление с использованием своего служебного положения.

И приобретение, и сбыт не могут быть заранее обещанными; в противном случае ответственность по ст. 175 УК исключается и содеянное квалифицируется как соучастие в конкретном преступлении.

УК РФ различает два вида легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем:

· легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);

· легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ).

Объектом этих преступлений являются общественные отношения в экономической сфере.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ)

Предмет преступления – денежные средства или иное имущество, приобретенные другими лицами заведомо для виновного преступным путем.

Объективная сторона состоит в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование.

При этом ответственность наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, за исключением лиц, которые сами приобрели денежные средства и иное имущество в результате совершения преступления.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ)

Предметом преступления являются денежные средства или иное имущество, приобретенные лицом в результате совершения им преступления.

Объективная сторона заключается:

· в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления;

· в использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Субъективная сторона – прямой умысел. В данной статье (в отличие от ст.174 УК РФ) отсутствует указание на цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления.

Субъектом преступления является лицо, которое само приобрело денежные средства или имущество преступным путем.

Легализация денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК РФ) охватывает действия, связанные с отмыванием «грязных» денег, т.е. полученных в результате совершения различных преступных деяний.

Его объективная сторона включает:

а) совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, которые приобретены заведомо незаконным путем,

б) использование такого рода средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Преступление имеет формальный состав и является оконченным после совершения указанных действий. При этом не имеет значения в России или за ее пределами получены эти средства, а также кем именно – самим субъектом преступления или иными лицами.

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла: лицо осознает, что производит финансовую операцию или использует в предпринимательской (иной экономической) деятельности средства или имущество, приобретенные незаконным путем, и желает так поступить.

Субъект– лицо, достигшее 16-летнего возраста (частное или являющееся работником банка, кредитной или иной организации).

По ч. 2 ст. 174 наступает ответственность за те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору,

б) неоднократно,

в) лицом с использованием своего служебного положения.

Часть 3 предусматривает ответственность за деяния, совершенные организованной группой или в крупном размере. Однако конкретное содержание последнего признака в законе не раскрыто (оценочный признак).

Источник: https://cyberpedia.su/6x8b53.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.