Дела рассматриваемые районным судом

Правоохранительные органы

Дела рассматриваемые районным судом

В наши дни районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции. Они уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций — первой инстанции, второй (апелляционной) инстанции и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции, по первой инстанции, т. е.

, как отмечено выше, принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.).

Полномочия второй (апелляционной) инстанции выполняются районными судами сравнительно недавно — с момента принятия законов от 7 августа 2000 г., внесших коррективы в УПК и ГПК.

В соответствии с этими коррективами районные суды получили возможность реально осуществлять контроль за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.

Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений прокуроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблюдением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установлена для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с участием сторон, с возможностью повторного непосредственного исследования всех или части доказательств, которые уже были рассмотрены мировым судьей, и т. п.

В случае признания апелляционной жалобы или представления полностью или частично обоснованными районный судья выносит апелляционное решение или апелляционный приговор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апелляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу могут быть обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд.

Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по гражданским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения (с 1980 г.), а по уголовным делам — приговоры мировых судей (с 1 июля 2002 г.).

Для характеристики полномочий районного суда важно иметь представление прежде всего о содержании выполняемой им работы в качестве суда первой инстанции при разбирательстве уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.

Из общего числа уголовных дел ему подсудна, как отмечено выше, преобладающая их часть. До начавшегося в 2000 г. проведения мероприятий по образованию мировых судов районные суды ежегодно рассматривали более одного млн. дел такого рода. К их ведению не относилось лишь сравнительно небольшое количество уголовных дел, подсудных вышестоящим и военным судам.

Однако по мере создания мировых судов из ведения районных судов постепенно выходят и многие другие уголовные дела — как правило, дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Соответственно, там, где реально уже действуют мировые судьи, районные суды загружены уголовными делами несколько меньше.

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство большинства вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы “попутно”.

В последние годы на суды этого уровня, как уже отмечалось выше, во все возрастающих масштабах возлагалось разбирательство жалоб на незаконное и необоснованное, как правило, краткосрочное задержание по подозрению в совершении преступления, заключение под стражу на более длительный срок либо продление такого срока, прекращение органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также жалоб на некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. С введением 1 июля 2002 г. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия районных судов.

На них возложено принятие решений по ходатайствам должностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда следственных действий, которые могут ограничить конституционные права граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без разрешения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телефонных переговоров, ареста имущества). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались. И данный участок работы составляет значительную долю того, чем призваны заниматься районные суды.

Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстанции. Фактически общее их количество превышает в 2—3 раза количество уголовных дел.

Чтобы иметь представление о том, какие конкретно категории гражданских дел подсудны судам районного уровня, нужно попытаться сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам.

Условно таких групп можно образовать три:

  • дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного органа).

Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого- то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т. д.

Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие.

Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав участников сделки в судебном порядке.

Ко второй группе гражданских дел относятся дела по спорам, возникающим между гражданами и административными органами.

Например, человек не согласен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным.

Такие дела принято называть делами, возникающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.

Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела третьей группы — дела т. н. особого производства.

Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.

Характерным признаком указанных дел, существенно отличающим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

При оценке сказанного о компетенции районных судов, связанной с разбирательством гражданских дел, нужно учитывать, что из этих судов в ведение мировых судей уже перешел, а со временем еще перейдет сравнительно широкий круг дел.

Дела об административных правонарушениях до недавнего времени тоже составляли значительный удельный вес в общем объеме работы, выполняемой районными судами (им приходилось рассматривав ежегодно более чем по 2,5 млн. дел такого рода).

Однако в связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. нового КоАП и значительной активизацией мировых судов положение существенно изменилось. Как отмечено выше, круг дел об административных правонарушениях, решения по которым должны приниматься судьями районных, военных гарнизонных или арбитражных судов либо мировыми судьями, расширен более чем в три раза.

Из этой существенно возросшей массы дел на долю районных судов теперь приходятся дела, по которым возможно применение такой меры наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, либо по которым производилось административное расследование, а также возникающие там, где еще не удалось наладить деятельность мировых судей, дела об иных административных правонарушениях.

Кроме того, районные суды, став, как отмечено выше, второй инстанцией по отношению к мировым судам, приобрели еще и полномочие по проверке законности и обоснованности постановлений и определений мировых судей по делам об административных правонарушениях. За ними сохранено также полномочие по контролю за решениями всех других должностных лиц и органов, в том числе органов внутренних дел, по делам об административных правонарушениях.

При характеристике в целом полномочий районных судов необходимо иметь в виду и то, что значительную часть их работы составляет обеспечение надлежащего исполнения своих приговоров по уголовным делам и постановлений по делам об административных правонарушениях, всех решений по гражданским делам.

Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т. д.).

В связи с изучением полномочий районных судов важно также знать, что в соответствии с современным законодательством гражданские и уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться как судьями единолично, так и в коллегиальном составе — судом, состоящим из трех судей-профессионалов.

Установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок единоличного рассмотрения дел в районных судах ничем не отличается от порядка рассмотрения, осуществляемого тремя судьями- профессионалами.

Действующее законодательство достаточно детально регламентирует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых районными судами.

Подробные сведения об этом будут даны при изучении других предметов, включаемых в учебные планы юридических вузов — гражданского процесса, уголовного процесса и административного права (в рамках данного предмета усваивается порядок разбирательства дел об административных правонарушениях, установленный КоАП и другими законодательными актами). Для общей ориентировки здесь достаточно отметить лишь некоторые положения процессуального законодательства, с помощью которых обеспечивается законное, обоснованное и справедливое разбирательство дел.

Для примера среди таких положений можно было бы отметить хотя бы то, что все вопросы, рассматриваемые судом, как правило, решаются в присутствии и при активном участии подсудимых, истцов и ответчиков с предоставлением им необходимых прав. Они участвуют в исследовании всех материалов, имеющихся в деле, дают объяснения, представляют доказательства, заявляют ходатайства.

Как приговор по уголовному, так и решение по гражданскому делу выносятся лишь на основе тех фактов и обстоятельств, которые были предметом судебного разбирательства и достоверно установлены в заседании суда.

Чтобы оградить судей от посторонних влияний, закон предусматривает особый порядок их совещания и вынесения ими приговора или решения по делу. Для этого судьи удаляются в совещательную комнату, где не может находиться никто, кроме судей, входящих в состав суда по данному делу. Нарушение этого правила (тайны совещания судей) влечет безусловную отмену приговора или решения.

Источник: https://isfic.info/porg/juist29.htm

Что такое районный суд?

Дела рассматриваемые районным судом

Что такое районный суд?

Районный суд в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.

1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» является федеральным судом, наряду с Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, военными и специализированными судами, а также арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными суды субъектов Российской Федерации и специализированными арбитражными судами.

Как создается?
В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Какие дела рассматриваются в районном суде?

Районный суд является судом общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства и иные.

Районный суд является судом первой инстанции при рассмотрении дел, указанных в ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, и судом апелляционной инстанции в отношении решений мировых судей.

Подсудность районного суда в качестве суда первой инстанции в соответствии со ст. 24 ГПК РФ сформулирована таким образом: рассматривает все дела за исключением тех, в отношении которых в ГПК РФ прямо указано, что указанное дело рассматривает другой суд или мировой судья.

Например, районный суд не будет рассматривать дело о расторжении брака, если между супругами нет спора о детях, поскольку указанные дела рассматриваются мировым судьей (ст.

22 ГПК РФ), или не будет рассматривать дело, связанное в государственной тайной, поскольку указанное дело подлежит рассмотрению в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа (ст. 26 ГПК РФ).

Если вы ошиблись и подали заявление не в той районный суд (т.е. заявление неподсудно данному суду), суд выносит определение о возврате заявления, а если при подаче заявления были допущены нарушения (например, не уплачена государственная пошлина), суд вынесет определение об оставлении без движения и назначит вам срок для устранения таких недостатков.

Рассмотрение дел
Дела, рассматриваемые в районном суде в качестве первой и апелляционной инстанций, рассматриваются одним судьей единолично.

Сроки рассмотрения дел в районном суде в качестве суда первой и апелляционной инстанции составляет 2 месяца. Вместе с тем суд может выйти за указанный срок в случае сложности, объемности дела.

Нарушение срока рассмотрения дела не является основанием для отмены судебного акта в вышестоящем суде.

Районный суд при рассмотрении дел по первой инстанции, как правило, назначает сначала предварительное судебное заседание, а потом только основное судебное заседание.

При этом назначение предварительного заседания не является обязательным во всех случаях, оно обязательно, если суду необходимо определить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определить достаточность доказательств по делу, исследовать факты пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.

Далее судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании (т.е. в основном судебном заседании), извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.

Судебные акты

Районный суд в качестве суда первой инстанции после рассмотрения материалов дела вправе вынести решение (если дело было рассмотрено по существу), определение (об оставлении без рассмотрения или об утверждении мирового соглашения). Если районный суд является судом апелляционной инстанции, он выносит постановление (ст. 329 ГПК РФ).

Источник: https://Ceur.ru/library/articles/pravo/item133908/

Районный суд: состав, компетенция, деятельность председателя и заместителя | Студент-Сервис

Дела рассматриваемые районным судом

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном судебной системы Российской Федерации, так как из общего количества рассматриваемых судами уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях на долю районных судов приходится основная. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ, ст.

4 Закона «О статусе судей РФ» судьёй районного суда может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Районный суд в соответствии со ст.

33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Компетенция районного суда регламентирована ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»:

  1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесённых федеральными законами к подсудности других судов.
  2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
  3. Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
  4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
  5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии со ст.

35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

  • организует работу суда;
  • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • организует работу по повышению квалификации судей;
  • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
  • осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

 В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьёй этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности районных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. 

Правильная организация районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

  • территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все дела, возникающие на закреплённой территории;
  • предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой – гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
  • предметно-зональному, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закреплённой за ним территории;
  • беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские – лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приёма им населения.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/rajonnyj-sud-sostav-kompetentsiya-deyatelnost-predsedatelya-i-zamestitelya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.