Административный проступок и уголовное преступление

Разграничение преступлений и административных правонарушений

Административный проступок и уголовное преступление

Преступления и административные правонарушения, несомненно, имеют ряд общих характеристик. Ответственность за них предусмотрена нормами публичного права, основанием для привлечения к ней служит совершение противоправного виновного деяния.

Разграничение преступлений и других правонарушений чаще всего проводится по такому признаку, как общественная опасность. Обычно данный признак ассоцииру­ется только с преступлениями. Административные правонарушения рассматриваются как общественно вредные деяния.

Полагаем, что указанный признак, во-первых, не является единственным критерием, во-вторых, он не вполне конкретен для соответствующего разграничения, поскольку категории «общественная опасность» и «общественная вредность» даже в доктрине не могут быть формализованы в достаточной степени.

Категория «общественная опасность» как признак правонарушения содержится только в определении преступления в УК РФ. В результате ряд ученых делают вывод об отсутствии признака общественной опасности у административного правонарушения. Однако в ч. 2 ст.

2 УК РФ отмечается, что «данный закон … определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями»[26].

То есть УК РФ предусматривает наличие иных деяний, обладающих признаком общественной опасности, но не являющихся преступлениями[27].

Следовательно, понятие общественно опасного шире понятия преступного. А поэтому признаками общественной опасности обладают и административные правонарушения.

Высказываются мнения, что правонарушения, не обладающие, в отличие от преступления, признаком общественной опасности, в то же время являются вредными для общества. Например, А. В.

Наумов утверждал, что вредность – специфическая особенность проступков, а общественная опасность – свойство лишь преступлений[28]. По мнению Шабурова А.С.

, общественная опасность представляет собой особую степень общественной вредности и поэтому присуща преступлениям, а другие же правонарушения являются вредными деяниями[29].

Административное правонарушение, так же как и преступление, обладает признаком общественной опасности. Однако, по мнению М.Д. Шаргородского, «административные меры … отличаются от уголовно-правовых тем, что применяются за менее опасные для общества нарушения»[30].

Составы преступлений, содержащие указание на размер нанесенного ущерба, разграничиваются с непреступными деяниями по критерию наступления названных последствий в результате действий субъекта. Их наступление означает, что имеется объективная сторона преступления, т.е., деяние может быть признано преступным.

Если же указанные последствия не наступили, то деяние непреступно, так как нет обязательного признака его объективной стороны. Фактически же разграничение по размеру ущерба сводится к тому, как будут истолкованы эти оценочные понятия. Критерием может быть и точно определенный законом размер причиненного ущерба.

Крупный и особо крупный ущерб следует считать количественными оценочными признаками, то есть такими признаками, сущностные свойства которых выражаются в законе путем указания на более или менее точные мерные характеристики.

Сформулированный в доктрине принцип экономии уголовной репрессии предусматривает применение уголовного наказания только в случае невозможности использования иных мер государственного воздействия на правонарушителя, в том числе административно-правовых санкций.

Иными словами, признак наказуемости свидетельствует о том, что лицо, совершившее деяние, заслуживает именно уголовного, а не административного наказания.

Так, назначение за убийство -умышленное причинение смерти другому человеку – наказания в виде лишения свободы вполне понятно с учетом общественной опасности деяния и деятеля. Применение в данном случае административных санкций, например, административного ареста, было бы явно несоразмерным.

С учетом изложенного под наказуемостью преступления следует подразумевать потенциальную возможность применения к лицу, совершившему деяние, уголовного наказания как последнего средства защиты благ, охраняемых правом.

Именно наказуемость деяния мерами государственного принуждения, предусмотренными уголовным законом, позволяет концептуально определиться с понятием преступления и отграничить его от административного правонарушения.

Такой взгляд на признак наказуемости вполне сочетается с воззрениями зарубежных законодателей, определяющих понятие противоправного деяния посредством данного признака. Так, в Германии границы преступного деяния устанавливаются через вид и размер наказания – за проступки назначается штраф или лишение свободы до 1 года, за преступления – лишение свободы свыше 1 года. Аналогичным образом определяется понятие преступления и в других правовых системах[31].

Признак наказуемости преступления может быть рассмотрен применительно к Уголовному кодексу Российской Федерации (далее – УК) и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

На его основе можно попытаться разграничить области регулирования уголовного и административного права. В настоящее время наиболее мягким уголовным наказанием является штраф..

Было бы логичным предположить, что законодатель рассматривает эту сумму в качестве своеобразного водораздела между преступлением и административным правонарушением.

Однако такое предположение оказывается неверным, ибо КоАП предусматривает не только штрафы в гораздо больших размерах – до 50 000 рублей в отношении должностных лиц и до 5 000 рублей в отношении граждан, которые не являются должностными лицами (ч. 1 ст. 3.5), но и такую санкцию, как административный арест на срок до 15 суток, а в некоторых случаях и до 30 суток .

Вывод один – следует провести разграничение административных правонарушений и преступлений более четко, в том числе исключить из УК менее репрессивные санкции в сравнении с теми, которые содержит КоАП. Кроме того, важно разграничить совпадающие по своему содержанию наказания, предусмотренные УК и КоАП.

Так, КоАП мог бы предусматривать штраф в размере до 50000 рублей и административный арест до 15 суток, а УК – штраф от 50000 рублей или лишение свободы на срок свыше 15 суток.

Подобные критерии допустимо использовать при условии, что штраф в размере от 50000 рублей будет рассматриваться как более суровое наказание по сравнению с административным арестом сроком до 15 суток.

Несомненный интерес представляют и вопросы о том, по какой шкале «измеряется» признак наказуемости в процессе правотворчества, каким образом отграничиваются преступления от административных право­нарушений на основе данного признака.

Нужно признать, что в любом случае эти границы в известной степени условны. признака наказуе­мости не поддается какому-то точному расчету.

Но наиболее значимым, напрямую влияющим на содержание указанного признака, является культурный фактор, поскольку право представляет собой феномен культуры. Поэтому «дозволенные» границы применения наказания, его содержание определяются системой культурных ценностей.

Именно культурные ценности обусловливают систему уголовных и административных наказаний и непосредственно влияют на процесс криминализации и пенализации деяний.

Заключение

Любой человек может совершить самые разные правонарушения. Чтобы осознать возможную ответственность за незаконные деяния, нужно понимать разграничение преступления и проступка. В зависимости от типа деяния уровень санкций, применяемый к нарушителю, будет разным. Ниже подробно рассмотрены все аспекты, отличающие названые виды правонарушений.-

Для правильного понимания различий между терминами необходимо уяснить их сущность. Проступок – деяние, нарушающее установленные трудовым, административным или гражданским законодательством нормы.-

. Преступлением называется деяние, состав которого четко прописан в Уголовном кодексе. Нарушения, описанные в других источниках, к рассматриваемому термину не относятся. Именно Уголовный кодекс позволяет определить, человек совершил проступок или преступление.

Общественная опасность различных нарушений. Одним из признаков того, чем отличаются проступки от преступлений, служит уровень вреда, возникшего от их совершения. Значительность ущерба указывает на степень опасности правонарушения.

Проступок не наносит критического вреда жизни, государственным интересам, здоровью людей. Преступление же, наоборот, это делает. Ликвидировать опасные последствия в случае его совершения значительно сложнее или совсем невозможно.

В уровне опасности состоит главное значительное отличие преступления от проступка.-

За любой проступок всегда должно назначаться соответствующее наказание. Это утверждение стало основополагающим для современной системы правосудия. Наказания назначаются именно с учетом того, насколько опасно правонарушение. Оно всегда будет соразмерным. Чем отличаются проступки от преступлений? Видами наказания за совершенное деяние.

За прогул не придется всю жизнь провести за решеткой, а от убийства не откупишься обычным штрафом. Разница составов. Преступление и проступок: различия Любое преступление включает субъективную и объективную части. Их наличие обязательно для квалификации. Без наличия субъективной стороны состава преступление не может считаться таковым.

Если же рассматривать разнообразие проступков, то существуют ситуации, которые позволяют привлечь к ответственности, руководствуясь лишь объективной частью нарушения. Рассмотрим пример. В результате игры в мяч во дворе ребенок не специально разбивает окно чужой квартиры. Последствием такого действия является вред, нанесенный постороннему лицу.

Возмещать его будут родители, так как у ребенка отсутствуют финансовые возможности самостоятельной выплаты ущерба. Таким образом, фактический нарушитель, то есть субъект совершенного проступка, никакого юридического наказания за разбитое окно не понес. Аналогичным образом к ответственности привлекаются владельцы движимого имущества, причинившего ущерб (транспорта, животных и т.

д.). Это происходит, даже если их хозяин невиновен, ведь сам субъект проступка ответить за него не может. Наказание за преступление носит личный характер. Оно определяется уполномоченным на подобные действия судом индивидуально, в ходе изучения конкретного произошедшего случая. Ответственность за преступления нельзя передать кому-либо. За него каждый сам отбывает наказание..

Подобная разница составов представляет собой еще одну часть ответа на вопрос о том, чем отличаются проступки от преступлений.-

Различие сроков Убийства, грабежи и прочие уголовные деяния приводят к более существенным по длительности наказаниям, чем нарушение любой другой отрасли закона. Некоторые преступления караются пожизненным заключением. Время, спустя которое ответственность за деяние уже не наступит, тоже зависит от вида правонарушения.

Для проступка срок давности составляет несколько месяцев. У особо тяжких преступлений он исчисляется годами. После его окончания виновное лицо не подлежит преследованию за совершенное правонарушение со стороны уполномоченных органов.

Разница в таких сроках является еще одним показателем того, чем отличаются проступки от преступлений.-

В вопросах наказания многое зависит от личности совершившего правонарушение лица. Если оно не в состоянии понять последствия своих действий, то применение суровых мер только навредит его психике, а это бессмысленно с учетом принципа гуманности правосудия, законодательно закрепленного в большинстве стран современного мира.

Осознание вины за какие-либо нарушения приходит к каждому человеку с возрастом. Маленькие дети не воспримут правильно тюремного заключения и не смогут выполнить, например, исправительные работы. Исходя из подобных психологических особенностей большинства людей, возраст является одним из определяющих факторов при выборе карательных мер.

Для преступлений он обычно составляет 16, а в особо тяжелых случаях – 14 лет. Ни при каких обстоятельствах более молодой нарушитель не может понести уголовное наказание. Это является поводом и предметом для очень острых дискуссий в юридической сфере. Административной ответственности подвержены лишь субъекты старше 16 лет.

За дисциплинарные и гражданские нарушения разрешено привлекать с 18. Возраст субъекта остается важнейшим отличием проступка от преступления. Все виды правонарушений, существующие в действующем российском законодательстве, уже рассмотрены выше. В некоторых странах существует еще и уголовный проступок. Например, он предусмотрен законами Литовской республики.

Как различить уголовный проступок и преступление? За первый нарушитель не наказывается санкциями, влияющими на ограничение свободы. Единственным исключением считается арест. Второе может подразумевать очень длительные заключения. Нужно ли вводить уголовный проступок в правовую систему России? Об этом несколько лет рассуждают самые известные правоведы.

Приводятся мотивированные аргументы за введение уголовного проступка в соответствующий Кодекс или против такой меры.

Список литературы:

I.нормативные акты:

Источник: https://studopedia.net/3_83335_razgranichenie-prestupleniy-i-administrativnih-pravonarusheniy.html

Если к вам пришли. Почему одних судят, а других нет, и чем отличается правонарушение от преступления

Административный проступок и уголовное преступление

Казалось бы, за одни и те же действия в законе предусмотрена разная ответственность.

Например, в одном случае выяснения отношений в баре могут закончиться административным процессом, в другом — человек становится фигурантом уголовного дела и отправляется за решетку.

Чем руководствуются правоохранительные органы, когда принимают решение: это преступление или правонарушение? Вместе с Антоном Гашинским, адвокатом адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры», TUT.BY выясняет ответы на эти вопросы.

TUT.BY часто пишет об уголовных делах, которые заводят на людей, далеких от мира криминала.

Обвиняемым может оказаться 82-летний пенсионер, продавший старое ружье, мама, чья дочка получила травму после падения с велосипеда в гололед, должностные лица, недосмотревшие коров, — столкнуться с правоохранительными органами, увы, может любой. В прошлом году журналисты TUT.

BY на себе испытали, что такое обыски, задержания и допросы, и поняли: мы слишком плохо знаем свои права. Да, подготовиться к внезапному интересу силовиков невозможно. Но стоит заранее узнать, как действовать в такой ситуации.

В проекте TUT.BY «Если к вам пришли» мы весь год будем в картинках разъяснять важные юридические моменты, с которыми может столкнуться каждый.

В прошлых выпусках спецпроекта мы разобрались, что делать, если к вам пришли с обыском, узнали, как свидетель может стать подозреваемым и сколько человека могут держать в СИЗО, расписали, что делать родственникам, если близкого задержали, выяснили, чем может помочь адвокат, где его искать и сколько стоят услуги защитника, как вести себя на допросе.

Уголовное преступление (ст. 339 УК) от административного правонарушения (ст. 17.1 КоАП) отличается степенью общественной опасности. Со стороны кажется: действия одни и те же — но квалификация разная. Например, в баре произошел конфликт между мужчинами, они повздорили из-за того, кто будет танцевать с женщиной.

И будет это правонарушением или преступлением — зависит от последствий. Если мужчины друг другу сказали что-то на повышенных тонах, помахали руками, разошлись и никто на это не обратил внимание — значит, и хулиганства не было. Но если люди вызывали милицию, выходит, был нарушен общественный порядок.

В этом случае начинается административный процесс.

Совсем другая история, когда мужчины не только стали словесно выяснять отношения, но и затеяли драку, наступили последствия.

При принятии решения о возбуждении уголовного дела правоохранительные органы будут учитывать, какие наступили последствия от этого: был ли причинен имущественный вред предприятию, были ли нанесены телесные повреждения, была ли угроза применения насилия, использовалось ли оружие либо предметы для нанесения телесных повреждений.

При этом для возбуждения именно уголовного дела за совершение хулиганства обязательно нужно установить беспричинность действий виновного — так называемый хулиганский мотив.

Наличие хулиганского мотива в действиях виновного — это оценочная категория, правоохранительные органы исходят из обстоятельств, которые предшествовали произошедшему конфликту.

К примеру, если конфликт был обоюдный, был обусловлен какими-то оскорбительными действиями со стороны потерпевшего, как правило, следствие расценивает это как внезапно возникшие неприязненные отношения, что не влечет за собой возбуждение уголовного дела по хулиганству.

Нет, по-разному. Санкция ст. 17.1 КоАП (Мелкое хулиганство) предусматривает штраф или административный арест, а по ч.3 ст. 339 УК (Хулиганство с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия) от 3 до 10 лет лишения свободы.

Кстати, таким предметом может быть признан любой предмет: палка, кастет, карандаш, которые виновный использует, чтобы причинить более тяжкие телесные повреждения. Были даже конкретные истории, когда суд признавал пустую пластиковую бутылку оружием.

Теперь от этой практики стали уходить, так как сама по себе пластиковая бутылка не может нанести серьезных травм.

Решение о том, как квалифицировать дело, принимают сотрудники органов. То же хулиганство не всегда трактуется одинаково, есть много нюансов.

Например, известная история со скульптурой минского городового. Нескольких активистов, задержанных за возложение цветов к скульптуре городового, оштрафовали по ст. КоАП «Мелкое хулиганство». А анархиста Косинерова, который накинул петлю на памятник и два раза похлопал по «лицу» скульптуры даже обвинили в хулиганстве по ч. 1 ст. 339 Уголовного кодекса.

Но если взять другую известную минскую скульптурную композицию, бронзовую бабушку с семечками на Комаровском рынке, то там другая ситуация. Бабушку все обнимают, фотографируют, сыплют ей в руки настоящие семечки, садятся к ней на плечо. Это никого не оскорбляет, не задевает — и людей не задерживают.

Почему с городовым иначе? По приказу уже бывшего министра внутренних дел эта скульптурная композиция находилась под постоянной круглосуточной охраной и имеет статус охраняемого объекта. При этом не было никакой таблички, ограждения, уведомления, которые бы информировали туристов или случайных прохожих.

Клевета, оскорбление, управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. По этим статьям нельзя сразу стать фигурантом уголовного дела: сперва человека привлекают к административной ответственности.

А если в течение года (административная преюдиция) он снова кого-то оскорбит или сядет за руль пьяным, в этот раз будет возбуждено уголовное дело.

Это объясняется повышенной степенью опасности личности виновного, привлечение к административной ответственности для которого оказалось недостаточным для его исправления.

Также и в КоАП, и в УК есть такие статьи, как мелкое хищение и хищение имущества путем кражи, мошенничество, злоупотребление служебными полномочиями, присвоение или растрата. Например, если от этих действий пострадало юридическое лицо и у него похитили имущество меньше чем на 10 базовых величин, за это предусмотрена административная ответственность. Если сумма больше — уголовная.

Какие еще одинаковые статьи есть в КоАП и УК? Уклонение от погашения кредиторской задолженности, обман потребителей, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, сопротивление сотруднику органов внутренних дел, незаконная охота и рыбалка, несанкционированный доступ к компьютерной информации. По этим статьям могут возбуждать как уголовные дела, так и административные, но решение зависит от обстоятельств и суммы ущерба.

Бывают случаи, когда участковый проводит проверку, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и готов привлечь человека к административной ответственности. Но прокуратура постановление отменяет и возбуждает уголовное дело.

Уголовное дело в ходе проведения предварительного расследования может стать административным, если человек обратится с ходатайством по ст. 86 УК.

Например, подозреваемый возместил ущерб, загладил причиненный преступлением вред, примирился с потерпевшим, возместил ему моральный вред.

Данное решение может быть принято по постановлению следователя с согласия прокурора либо при рассмотрении уголовного дела в суде непосредственно при принятии итогового решения судом.

Информация том, что человек был привлечен к административной ответственности, заносится в Единую базу. Если после этого в течение года человек не нарушал закон, он считается не привлекавшимся к административной ответственности. Однако из базы эти сведения не удаляются, и иногда они могут стать препятствием при устройстве на работу.

Например, когда-то бухгалтер привлекался к административной ответственности за неправильное ведение бухгалтерских документов. Увидев эти сведения, новый работодатель может отказать в трудоустройстве. Конечно, не у всех организаций есть доступ к Единой базе.

Однако наниматель может попросить вас предоставить выписку из базы или дать согласие на запрос сведений.

Что же касается судимости, эта информация будет с человеком всю жизнь, и по этим данным его будут оценивать. Например, если он снова окажется в суде в качестве обвиняемого, то при вынесении приговора суд учтет первую судимость как характеристику личности.

Кстати, есть два понятия, которые отличаются друг от друга, хотя многим кажутся равнозначными. Если в документах указано, что человек «ранее не привлекался к уголовной ответственности», это значит, он никогда не был судим. А когда про человека говорят «судимостей не имеет», значит, судимость уже погашена или снята.

Наличие судимости также может стать проблемой при получении вида на жительство или гражданства, при устройстве на работу в банк или желании стать депутатом либо занять другую ответственную государственную должность.

Источник: https://news.tut.by/society/640777.html

Что такое административный проступок и чем он отличается от уголовного преступления

Административный проступок и уголовное преступление

Законодателем определено, что административный проступок отличается от уголовного преступления, тем, что он менее общественно опасен. Признаны виновными в административном проступке, могут быть как физические лица, так и юридические лица.

Привлечь к административной ответственности может не только суд, но так же, государственные органы, Налоговая, Пенсионный фонд, Жилищная инспекция. Привлечение к административной ответственности, влечет административный штраф или административный арест, но не судимость.

Сроки привлечения к административной ответственности, намного быстрее, чем по уголовному делу. Привлечение к административной ответственности, начинается, для физического лица 16 лет, для юридического лица, с момента регистрации юридического лица.

Привлечение иностранных физических и юридических лиц, происходит по основаниям в соответствии с действующим законодательством РФ, на общих основаниях. В соответствии с КоАП РФ сроком для привлечения к административной ответственности, является один год.

Дл некоторых случаев, срок может быть увеличен, до трех лет, а за противодействие коррупции и терроризму шесть лет. Оспорить привлечение к административной ответственности за административный проступок, можно в суде, в течение 10 дней с момента вынесения постановления или решения, о привлечении к административной ответственности. 

Подразделена административная ответственность за административные проступки в РФ: – Административный проступок против личности и прав граждан – Административный проступок против общества – Административный проступок против государства

Административные правонарушения и ответственность за нарушение земельного законодательства

Административная ответственность наступает в земельном праве и связанного с землей, за административные проступки за нарушение земельного законодательства: – При нарушении правил пользования земельным участком – Посягательство на земельный участок сельхоз назначения и природные объекты – Самозахват земли и самоуправство – Нарушения при регистрации земли (должностные лица) Местным самоуправлением и местными законами, может применяться иная административная ответственность, чем федеральное законодательство за административную ответственность по земле. Предусматривается следующая административная ответственность связанных с землей: – Штраф (денежное взыскание) – Предупреждение (письменное или устное)

Административное задержание, что такое административное задержание

В соответствии с действующим законодательством РФ и КоАП РФ, подразумевается под административным задержанием, временное ограничение свободы.

При сложившейся практике и законодательстве, административное задержание, могут осуществлять: – Таможня – Полиция – Управление Исполнения Наказания – Пограничное Управление ФСБ РФ – Антитеррористический комитет – ФСКН При осуществлении административного ареста, родственникам и адвокат задержанного могут быть уведомлены, а если задержанный не достиг 18 лет, то родители уведомляются в обязательной форме. При задержании должностных лиц и сотрудников государственных органов, то уведомляется место работы задержанного.При административном задержании, задержанному в обязательном порядке, должностным лицом, разъясняются права задержанного, о том, что он может пользоваться услугами адвоката или защитника, разъяснять почему осуществлено задержание, о даче показаний или об отказе в показаниях, сроки административного задержания.

По общему правилу, срок административного задержания составляет три часа, но в некоторых случаях, административное задержание может составлять 48 часов. Административное задержание, применяется только к тем, в отношении кого возбуждено административное дело.

При административном задержании, в течение трех часов составляется протокол об административном правонарушении с отметкой об административном задержании. Копия протокола, может быть предоставлена задержанному по его просьбе.

При необоснованном административном задержании или причинении вреда при административном задержании, можно обратиться с жалобой к вышестоящему руководству, прокуратуру, суд. Административное задержание не применяется, если может быть вынесен штраф.

Досмотр при административном задержании, осуществляется при присутствии понятых. Снимать отпечатки пальцев при административном аресте, не имеют права.

Источник

Даша созерцатель

  • Активность: 14k
  • Пол: Женщина

Даша созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/1027527390459857758/chto-takoe-administrativnyj-prostupok-i-chem-on-otlichaetsya-ot-ugolovnogo-prestupleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.