Административное уголовное

Уголовное и административное право

Административное уголовное

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия.

По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное.

Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

В плане регулирования отношений уголовное и административное право имеют свои собственные сферы действия, которые порой взаимодействуют. При этом ни одно из них не является альтернативой друг другу.

У них абсолютно разный состав участников, методов, средств, принципов, а также последствий, которые наступают в связи с применением тех или иных норм.

И уголовное, и административное право не только устанавливают те или иные правила, которым должны следовать все – и граждане, и организации –но и реагируют на их неисполнение или несоблюдение.

Административное право рассматривается в четырех основных значениях.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Как отрасль законодательства, административное право представляет собой совокупность всех нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Как наука, административное право – это совокупность способов, приемов, методов, концепций, идей, взглядов, вырабатываемых в рамках различных научных школ и течений и направлены на развитие административного права как отрасли права.

Как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшем учебном заведении.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В более широком виде предметом административного права являются общественные отношения направленные на обеспечение защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами.

В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной.

Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Уголовное право рассматривается в четырех основных значениях.

Как отрасль права, уголовное право представляет собой систему уголовно-правовых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств.

Как отрасль законодательства уголовное право есть совокупность законов, содержащих нормы уголовного права. Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Как отрасль юридической науки уголовное право – это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.

Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами в рамках учебной программы.

Социальное назначение уголовного права –осуществлять присущими данной отрасли права средствами защиту наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств.

Задачи уголовного права:

1. Охранительная – защита правомерных общественных отношений от причинения им вреда путем их охраны и предупреждения преступных посягательств.

2. Регулятивная – своевременное реагирование на случаи нарушения уголовно-правовых норм посредством возложения ответственности на виновных, когда указанные отношения защитить не удалось и преступление все же совершенно, а также урегулирование отношений, возникающих при добровольном отказе, обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и в иных случаях, предусмотренных уголовным законом.

Предмет уголовного права – это то, что регулируется и охраняется уголовно-правовыми нормами, все что исследуется наукой уголовного права и все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины. В отличие от других отраслей, уголовное право имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с решаемыми данной отраслью права задачами делится на:

-предмет уголовно-правовой охраны – это позитивные общественные отношения – наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства, которые регулируются нормами других отраслей права, путем установления правовых последствий за посягательства на них.

-предмет уголовно-правового регулирования – совокупность двух основных разновидностей общественных отношений: а) отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством, в лице соответствующих компетентных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления; б) отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законодательством причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение) при добровольном отказе от преступления и др.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия.

Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально.

Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания наказаний. Субъектами уголовноисполнительного права являются осужденный и государственные органы, и учреждения, исполняющие наказание. В данной области уголовное право формулирует понятие, цели, виды наказания, условия освобождения от наказаний и другие важные юридические категории.

Уголовно-исполнительное право осуществляет исполнение наказания и освобождение от наказания, основываясь на соответствующих положениях уголовного права. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Соотношение норм уголовного и административного права определяется характером и направленностью соответствующих запретов.

Административно-правовые нормы запрещают совершение административных правонарушений (проступков); в случае нарушения запрета следует применение административного взыскания.

Уголовно-правовые нормы устанавливают запрет на совершение преступлений под угрозой применения уголовного наказания.

Хотя административно-правовые санкции и напоминают уголовные наказания (такие как штраф, исправительные работы и др.), их применение имеет существенные отличия.

Для взаимодействия уголовного и административного права характерны процессы криминализации и декриминализации. Криминализация означает, что деяния, признаваемые административными правонарушениями, в связи с изменением общественного сознания могут быть переведены в число преступлений.

Суть декриминализации состоит в переходе уголовно наказуемых деяний в число административных проступков.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в том числе и уголовного права.

Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере действия административных норм.

Это касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др.

), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 32 УК РФ посвящена преступлениям против порядка управления, гл. 33 – преступлениям против военной службы.

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Литература:

2008.

Бахрах Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В.

Бахрах Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В.Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма,2008.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:Норма, 2008.

Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник. Краткий курс. — М., 2009.

Норма, 2008.

Норма, 2008.

Норма, 2008.

Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 490-493.

Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма,

Источник: https://studopedia.ru/26_66986_ugolovnoe-i-administrativnoe-pravo.html

Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений

Административное уголовное

При квалификации неправомерного деяния важно понимать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения. В каждом из понятий существуют свои присущие признаки, а также меры реагирования на действия лица. Но самое общее в них – профилактическое воздействие на последующее избежание совершения новых проступков

Законодательная база

К нарушителям должны применяться исключительно те меры, которые будут соответствовать их общественной опасности при совершении проступка. Иного быть не может, так как может нарушиться принцип законности.

В каждой конкретной ситуации степень опасности для окружающих будет различаться.

Именно здесь, глядя на юридическую терминологию, выделяют преступления, обладающие повышенной степенью опасности, а также административные проступки.

https://www.youtube.com/watch?v=t2vyzu0bJPs\u0026list=RDt2vyzu0bJPs\u0026start_radio=1

Если брать во внимание законодательство, то в ст.14 УК прописаны те правонарушения, при наступлении которых к лицу будут применяться меры уголовного реагирования в виде судимости и реального срока.

Основная угроза в таком случае для нарушителей – уголовное наказание, отличающееся большей жестокостью, чем административное.

Правда, надо здесь брать во внимание признак малозначительности, когда по всем параметрам это будет считаться преступлением, но опасности для общества нести почти никакой не будет. Следовательно, придется применять меры административного характера.

Понятие правонарушения

Нельзя ни в коем случае путать преступление и правонарушение, где ответственность наступает, придерживаясь рекомендаций КоАП. В таком случае следует детально разобраться.

Правонарушение может быть определено в широком смысле, как любое действие человека, которое нарушает порядок в обществе.

Это не только моральный или материальный вред, но и отказ от выполнения предписаний, неисполнение запретов и т.д. Самое главное, что оно будет в таком случае противоречить законодательным актам.

Кроме административной ответственности в отношении лица могут быть применены меры дисциплинарного или гражданского реагирования.

Кроме влияния на человека с отрицательной стороны при совершении правонарушения, воздействие может быть направлено и на социальные интересы. Правда, от такой опасности для общества исходит лишь минимальная угроза.

При рассмотрении действия лица, госорганы руководствуются административным Кодексом, где указаны все нормы, требующие соблюдения. Субъектом любого правонарушения может стать любой гражданин страны, достигший 14 лет. При этом соблюдаются и сопутствующие условия в виде вменяемости, дееспособности и т.д.

В качестве меры реагирования используются лишь незначительные, как малый штраф, кратковременный арест, общественные работы. Самое главное – отсутствие судимости.

Признаки преступления

Преступление тоже можно отнести к правонарушениям, но здесь уже со стороны государства применяются более серьезные меры, направленные на исправление виновного. За каждый такой проступок грозит наказание, прописанное в уголовном законодательстве.

При совершении преступления происходит тесный контакт с общественными отношениями, которыми причиняется значительный ущерб. Влияние оказывает на безопасность самого государства и конституционный строй страны. Практически всегда нарушаются интересы конкретного человека, ставшего в итоге в процессе расследования пострадавшим.

Имеется даже деление преступлений на категории по степени тяжести. Это в последующем используется не только при назначении конкретного вида наказания в отношения преступника, но и в выборе мер реагирования. К тому же не всегда наиболее тяжкие из них позволят получить снисхождение со стороны органов правосудия.

Что касается возраста, с которого лицо может подвергаться мерам уголовного воспитания, общим является 16 лет. В некоторых ситуациях и в зависимости от конкретного противоправного деяния, он может уменьшаться или увеличиваться. Существуют и конкретные специальные субъекты, когда возраст увеличивается, например, до 25 лет (судьи).

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Реализация административных мер

При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

  1. Повторность совершения.
  2. Размер причиненного вреда общественным отношениям.
  3. Занимаемое положение в обществе.
  4. Степень воздействия на другого человека и т.д.

Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности.

В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд.

Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

Признаки административной ответственности

Проявляющиеся признаки в процессе ответной меры на нарушения правовых норм, позволят отделить административную ответственность от уголовной. Стоит в первую очередь отметить ее больший круг применения и реализации в действительности.

https://www.youtube.com/watch?v=chRr69Borq4\u0026list=RDt2vyzu0bJPs\u0026start_radio=1

Она может быть использована не только в общественных отношениях, но и сфере здравоохранения, образования, в ОВД или отделениях юстиции страны. Выбирается в отношении виновного конкретное наказание, которое должно быть я обязательном порядке исполнено, в том числе и в оговоренные сроки. Отличие административной меры заключается еще в субъектах реализации наказания.

Административная ответственность может наступать только в тех случаях, которые прописаны в КоАП. Кроме этого, существуют и иные нормативные акты (региональные, федеральные), имеющие местный характер, но также необходимые для исполнения. Даже тут виновный может повергаться мерам ответственности и выбору соответствующего наказания за свой проступок перед обществом.

Еще один важный признак – отсутствует соподчиненность субъектов административно-правового характера.

Основное различие

Рассмотрев данные вопросы, можно выделить основные признаки, по которым происходит различие между правонарушением с точки зрения уголовного и административного законодательства:

  • Для наступления уголовной ответственности стоит ориентироваться исключительно на законы (УК). Если рассматривать административную, то тут кроме этого существуют и подзаконные акты, имеющие аналогичную силу на отдельной территории страны.
  • При выборе административного наказания лицо останется работать на прежнем месте и ему не грозит судимость. Он просто числиться в рядах подвергнутых наказанию в течение установленного периода (чаще всего 1 год). Уголовная ответственность может грозить помещением в места лишения свободы на несколько лет, происходит изоляция преступника от общества. Судимость возлагает дополнительные правовые последствия.
  • Основание для ответственности виновного – административное правонарушение и преступление соответственно. Они между собой отличаются по степени тяжести и влияния на общественные отношения.
  • Только суд может применить меры уголовной ответственности в отношении преступившего закон. Что касается административного наказания, то здесь существует достаточный перечень уполномоченных органов.
  • Различаются и субъекты. Так, к уголовному наказанию привлекается исключительно физлицо, к административному – в том числе и должностное лицо, юрлицо. В нормах КоАП имеется даже указание в санкциях статей, которые заметно увеличиваются для категории ЮЛ.
  • Еще немного по мерам профилактики. Для административного правонарушения присуще предупреждение. Правда, здесь используется определенная категория статей и важно, чтобы лицо ранее не подвергалось административному реагированию со стороны государства. Для УК такие нормы не существуют. Единственно возможная схожесть для условного срока, когда лицу дается шанс на исправление.

Следовательно, более мягкой мерой принято считать административную ответственность. Но в случае несоблюдения и в дальнейшем принятых норм в обществе, лицо может наказываться более сурово, если совершит преступление. Вот чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения.

В чем сходство?

Так как мы деятельно разобрались с основными различиями правонарушения и преступления, немного стоит остановиться и на моментах, которые их объединяют друг с другом.

Некоторые статьи УК и КоАП имеют схожесть, но при этом сами правоприменители исходя из степени общественной опасности, должны определить точно меру воздействия на виновного.

Это касается, например, совершения хищений или нарушения правил охоты.

Для привлечения лица к ответственности важно не только доказать противоправность его действий, но и указать на факты его причастности к данному правонарушению или преступлению. Именно на этом будет в последующем базироваться выбор наказания.

Нормы законодательства направлены на профилактику и возможное предотвращение действий лица, противоречащих правилам. Кроме этого, происходит охрана субъектов и предмета, на которые посягает виновный. Это в некоторой степени может указывать на весомые отношения в обществе.

Каждая система имеет охранительную функцию, которая реализовывается по различным направлениям в социуме. Все присущие меры наказания при совершении преступления или правонарушения носят воспитательный характер. Государство считает, что именно данная мера не только положительно воздействует на преступившего закон, но и покажет остальным, что их может ждать при нарушении законодательства.

Исключения из правил

Предприятия и организации, как говорилось ранее, не могут стать субъектами уголовного преследования. Ответственность здесь будет наступать лишь по отношению к руководящему составу их, а также ответственных должностных лиц.

Кроме этого, уголовное наказание может заменяться административным. В таком случае следует руководствоваться обстановкой в стране и наличием чрезвычайных обстоятельств. С течением времени законодательная база меняется с целью совершенствования.

Это приводит к исключению определенных уголовных преступлений и перевод в статус административных. Аналогичным образом может быть выполнено и в обратном порядке.

Это следует контролировать особенно правоприменителям, чтобы правильно выбирать меру ответственности.

Особое внимание всегда уделялось именно суммам, которые похищались. Такое решение присуще факту совершения мошеннических действий, присвоения, растраты и т.д. от нее зависит не только квалификация, но и привлечение лица к виду наказания.

В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

НУЖНА БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА?

Источник: https://konsultiruet-yurist.ru/ugolovnoe/chem-otlichaetsya-ugolovnoe-prestuplenie-ot-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Основы административного и уголовного права

Административное уголовное

Приветствуем Вас, дорогие читатели нашего блога!

В продолжении, рассмотрения основных отраслевых понятий права, сегодня мы поговорим об основах административного и уголовного права.

Административное и уголовное право, это две публичные отрасли права, которые затрагивают интересы всего общества и каждого индивида в отдельности.

В РФ на всей её территории действуют следующие нормативные правовые акты, которые регулируют данные отрасли, это Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ.

Для того чтобы сформировать представление об каждой из отраслей необходимо представить перечень основных понятий. И так, Вам будет необходимо знать ниже перечисленные понятия и определения.

Уголовное право:

  • преступление;
  • классификация преступлений;
  • виды преступлений;
  • состав преступления;
  • рецидив;
  •  уголовная ответственность;
  • уголовное наказание;
  • наказания по УК РФ.

Административное право: 

—  административная ответственность;

—  признаки административной отвественности;

—  административное правонарушение;

—  административное наказание;

—  виды административной ответственности.

Следует отметить, что административное право, охватывает куда больше отношений, чем представляется в начале, как правило, многие ассоциируют его с правонарушениями в области дорожного движения, но это всего лишь малая часть того что регламентирует административное право. Оно затрагивает как экологические правоотношения, так и целый ряд отношений содержащихся в особенной части КоАП РФ. Начнем с основного понятия административного права — административная ответственность.

!Административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка.!
Административная ответственность характеризуется рядом признаков, таких как:

— основание возникновения — административное правонарушение; — применение в отношение субъектом административных правонарушений  взыскание менее суровых в отличие от уголовных наказаний; — к административной ответственности привлекают органы, которые уполномочены законом; — к ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты так и юридические лица; — особый порядок привлечения к ответственности, отличен простотой, оперативностью и экономичностью; — урегулирована нормами административного права. Для того чтобы субъект нёс ответственность, ему необходимо совершить административное правонарушение (проступок).

!Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которым установлена административная ответственность.!

В последующем физ. или юр. лицо за своё действие (бездействие) понесет административное наказание.

!Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

!
Во всех случаях административное наказание назначается от имени РФ, и лицо, которое совершило проступок, должно нести те или иные лишения.
Существует несколько видов административного наказания:

  1. Предупреждение.
  2. Административный штраф.
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
  6. Административный арест.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
  8. Дисквалификация.

Говоря об уголовном праве, мы отклонимся от списка понятий представленного выше и начнем с уголовной ответственности.

!Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

!
Уголовная ответственность, является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Уголовная ответственность наступает за преступление.
!Преступление — виновное общественно — опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.!

Особенная часть УК РФ, содержит классификацию преступлений, представим её в виде таблицы:

Каждое преступление обладает собственным составом преступления, в которое входят такие элементы как: — объект (на что направленно);

— объективная сторона характеризуется: внешним проявлением преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения (действие или бездействие);

— субъективная сторона: вина, мотив и цель; — субъект (кто совершает).Преступления бывают несколько видов:
За каждое преступление преступник несет уголовное наказание.

!Уголовное наказание — мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда и предусмотренная УК РФ.!

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующий перечень наказания:

а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) утратил силу. з) ограничение свободы; з.1) принудительные работы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

При повторном совершении преступления возникает рецидив преступления.
!Рецидив— совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.!
Рецидив преступлений влечет более строгое наказание.

Ознакомившись с основными понятиями данных отраслей, у Вас должно сформироваться представление о каждой, данный перечень понятий и определений является не полным, но для Вашего ознакомительного изучения удовлетворит все основные требования составителей заданий ЕГЭ. В конце, так же бы хотелось сказать, что данные отрасли права занимают центральное место, ведь от действия их норм зависит безопасность каждого человека в государстве.

© Мария Растворова 2015.

Источник: http://xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/obshhestvoznanie/osnovadminiugolovnogoprava.html

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Административное уголовное

В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18.

Необходимость установления минимального возраста уголовной ответственности объясняется тем фактом, что человек далеко не с момента рождения становится способен осознавать социальную сущность своих поступков.

Выделение в Уголовном Кодексе Российской Федерации специального раздела «Уголовная ответственность несовершеннолетних», а в нем главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в Российском государстве впервые осуществлено в 1996 г.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Поскольку уголовным законом устанавливается минимальный возраст уголовной ответственности, возникает необходимость в каждом конкретном случае привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего точно устанавливать его возраст (число, месяц, год его рождения).

Это может производится как с использованием существующих документов, так и (когда документально возраст установить невозможно) судебно-медицинской экспертизой.

Так, в России, согласно установившейся судебной практике, лицо считается достигшим определенного возраста, не в день рождения, а начиная со следующих суток, при этом учитываются часовые пояса места рождения лица и места совершения преступления; если  возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, днем рождения подсудимого считается последний день года, названного экспертами, а если назван минимальный и максимальный возможный возраст лица, суд исходит из минимального возраста. Уголовное право различных стран устанавливает разный возраст уголовной ответственности.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в соответствии со ст. 88 Уголовного Кодекса Российской Федерации являются:

А) штраф;

Б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Д) ограничение свободы;

Е) лишение свободы на определенный срок.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в следующих случаях:

– в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

– в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

– в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ).

Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности – 16 лет.

В ч. 2 ст. 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп:

1. Связанные с физическим насилием или его угрозой – убийство (ст.105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ).

2. Связанные с завладением чужим имуществом – кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст.

163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ). Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.

226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ).

3. Связанные с уничтожением или повреждением имущества – умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ);

4. Иные – похищение человека (ст. 126 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ).

При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Ч. 3 ст. 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость учета так называемого психологического возраста субъекта.

Согласно ей, если несовершеннолетний достиг возраста 14 или 16 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

А) предупреждение;

Б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

В) возложение обязанности загладить причиненный вред;

Г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления может быть освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН).

Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена в ст. 2.

3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Источник: https://30.xn--b1aew.xn--p1ai/document/9384517

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.