Административное и уголовное правонарушение

Чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения

Административное и уголовное правонарушение

Люди без юридического образования и навыков работы с нормативно правовыми актами, могут в полной мере не осознавать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения, хотя на самом деле различий огромное количество.

Существует даже весомая разница между преступлением и правонарушением, хотя некоторые, ошибочно воспринимают эти понятия за одно и то же.

Чтобы вникнуть в суть терминов и не путать их в дальнейшем, необходимо ознакомиться с первыми главами Уголовного и Административного Кодексов.

  • Законодательная база и перечень отличий
  • Исключения из правил

Законодательная база и перечень отличий

Первое, чем отличается административная ответственность от уголовной — это понятие самого противоправного деяния. В Уголовном Кодексе противоправное деяние называют преступлением, а в административном — правонарушением.

Отличие административного правонарушения от уголовного правонарушения в том, что первое являет собой мелкое деяние, последствия которого, не нанесли существенного вреда общественным отношениям.

Иногда эти мелкие деяния либо не влекут последствия, либо могли повлечь, но этого не случилось. Важно отметить, что такие деяния запрещены законом и описаны в Административном Кодексе. Ярким примером административного правонарушения, является дорожно-транспортное происшествие.

Если оно не повлекло серьезных последствий, то нарушителю грозит штраф, если же кто-то пострадал или умер, то это уже уголовное преступление.

Можно отметить, что главное отличие административной ответственности от уголовной это тяжесть самого деяния вместе со степенью тяжести последствий, а вот уже эти два критерия выводятся из основного принципа законодательного правового регулирования – опасности для общества.

После того, как человеком был совершен противозаконный поступок, сотрудниками правоохранительных органов определяется конкретная норма закона, которую субъект нарушил. Это осуществляется с помощью определения дополнительных критериев, таких как: сфера права, область правоотношений, уровень его участия, наличие умысла и многое другое.

В целом, опасность деяния разделяет на высокую степень и низкую, чего-то среднего не существует. Уголовный Кодекс в ч. 1 ст. 14 наводит исчерпывающий список деяний, которые законодательство воспринимает, как преступления. Административный Кодекс тоже имеет перечень действий человека, которые будут относиться к правонарушениям.

Как правило, проступки касаются пренебрежительного отношения к запретам государства, причинения другим субъектам правовых отношений морального вреда или материального ущерба в незначительных размерах.

Административная ответственность показана также за игнорирование юридических запретов, к примеру, употребление спиртных напитков за рулем.

Действие административного типа имеет последствие, вред от которого направлен, как на отдельного взятого человека, так и на общественные отношения в целом. При этом ущерб минимальный.

Отличия уголовной ответственности от административной, заключаются также в наказаниях за совершенное деяние. Наказание за административное правонарушение описано в Административном Кодексе и требуется отметить, что отличаться воспитательные меры будут своей мягкостью и краткосрочностью. За правонарушение, субъекту грозит:

  • материальное взыскание;
  • исправительные работы;
  • административный арест на незначительный срок.

Нарушение административного типа, даже если оно наказуемо арестом, не влечет за собой судимости.

Когда затрагивают криминальный мир, то каждый поступок влечет за собой преступление нормы закона, а не ее нарушение. Считаются тяжелыми преступлениями деяния, которые направлены на:

  • личные права и свободы людей;
  • собственность людей, организаций или государства в целом;
  • конституционный строй страны;
  • сферу государственного управления;
  • установленные правоотношения в обществе.

За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца.

Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.

Отличие также в том, что наказание за уголовное преступление отличается по мотивам и конечной цели преступника, ведь даже если убийство было совершено, но по неосторожности, его нельзя ставить в один ряд со спланированным холоднокровным расчленением.

Нередко мотив и цель служат некой чертой для разграничения административного и уголовного проступка.

К примеру, самогоноварение, что достаточно распространено в нашей стране, запрещено законом, но если человек варит его, исключительно для себя на праздники, чтобы сэкономить на покупке, то это административная статья. Если же этот самогон варился в крупных размерах и продавался, то это уже уголовное дело.

Казалось бы, похожие проступки имеют такие разные последствия для общественных отношений, и влекут за собой совершенно разные наказания. За уголовное преступление законодательство страны, предвидит такие типы наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности;
  • лишение воинского или почетного звания;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

Разница между наказаниями огромная, но уголовная сфера, помимо цели наказать преступника, выполняет и функцию охраны — человека совершившего преступление изолируют от общества, чтобы он не смог доставить другим людям вред. Таким образом, остальные граждане защищены от опасного субъекта, а государство предотвращает дальнейшее совершение возможных уголовно наказуемых деяний.

Отличительной чертой между уголовным и административным деянием, является также возраст. К уголовной ответственности не может привлекаться лицо, совершившее даже тяжелое преступление, если оно не достигло 16 летнего возраста.

Исключения из правил

Особенность современного законодательства в том, что даже при четко сформированной системе, все же есть ряд исключений, которые могут квалифицироваться, как по уголовной системе наказаний, так и по административной.

Первое исключение касается фирм или организаций. За финансовые махинации, к примеру, административный вид наказания может быть предъявлен самой фирме или ее руководству. Для уголовного права, этот принцип не действует, так как к уголовной ответственности может быть привлечено исключительно конкретное должностное лицо, чьи действия повлекли негативные последствия.

К исключениям принадлежат также однотипные нарушения с разным составом. Примерами будут хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок.

В первых двух случаях во внимание принимается масштаб совершенного действия, ведь мелкое хулиганство – это административное наказание, а хулиганство средних или крупных размеров – уголовное наказание.

Мелкое хищение не будет служить поводом для возбуждения уголовного производства, зато хищение в крупных масштабах будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, и каким способом.

Дисциплинарный проступок, должен, по сути, наказываться Трудовым Кодексом, но если этот проступок совершило должностное лицо, и это повлекло последствия, то речь идет уже об административном нарушении. Если же проступок повлек тяжелые увечья или смерть другого работника, то светит уголовное наказание.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что законодательство постоянно дополняется новыми нормами, и корректируется в связи с юридической практикой и происходящими судебными прецедентами.

Для того чтобы научиться правильно разделять правонарушение и преступления, не нужно быть квалифицированным специалистом, достаточно знать и понимать разницу между последствиями деяний. Чем больший вред для общества, тем суровей наказание.

Различие между проступками должен знать каждый взрослый человек, ведь только так, он сможет правильно планировать свои действия и обезопасить себя от ответственности, как уголовной, так и административной.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/chem-otlichaetsya-ugolovnoe-prestuplenie-ot-administrativnogo-pravonarusheniya.html

«Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»: схожесть и различия (Хавронюк Н.И. д. ю. н., профессор)

Административное и уголовное правонарушение

ХАВРОНЮК Н.И.

д. ю. н., профессор

«Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:

схожесть и различия

Все эти виды правонарушений – публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений – от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе – все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор – посредник, примиритель), фасилитации (фасилитатор – тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт – самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

– урегулирования и предупреждения;

– разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект – предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него – восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, – т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку – она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу – из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

– преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

– административными проступками;

– дисциплинарными проступками.

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: – уголовных правонарушений – очень широк; – административных проступков – порядок государственного управления, администрация; – дисциплинарных проступков – трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: – предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), – а если последствия не предусмотрены, то:

– созданием опасности наступления тяжких последствий;

– опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины – чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом – общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

– воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

– вмешательство в законную деятельность представителей работников;

– финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, – в степени общественной опасности (хулиганство – мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью – причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны – разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть – карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах – самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

Именно поэтому:

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений. Это – «административные проступки».

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача – обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

– признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

– обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

– взыскать с ответчика средства;

– временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

– принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

– признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Административный суд разрешает конфликт на основе принципа состязательности.

При этом по делам о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий:- обязанность доказать правомерность своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика; – суд может собирать доказательства по собственной инициативе, – все это сделано для того, чтобы гражданин не был беззащитным перед государственной машиной, а мог чувствовать себя равным субъектом правоотношений.

Пример – ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него – как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, – а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти.

Эта ответственность должна реализовать две цели – покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности – и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, – напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, – нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка – от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект – на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

– часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

– часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки – административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия – природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП – должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека – в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков – от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

– работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

– военнослужащие;

– лица, находящиеся под стражей и осужденные;

– ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности – и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной – за уголовные и административные правонарушения.

Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст.

22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины – за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

– для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

– для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

– для учеников, слушателей, студентов – отчисление (ст. 39 Закона «О профессионально-техническом образовании», ст. 45 Закона «О высшем образовании»; ч. 10 ст. 17 Закона «О военной обязанности и воинской службе»).

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Март 2014 г.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33839427

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.