Административно хозяйственные функции должностного лица

Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции

Административно хозяйственные функции должностного лица

Административно-хозяйственные функции означают полномо-

чия по управлению государственным или муниципальным иму-

ществом, по определению его фактических и правовых перспек-

тив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начис-

лении заработной платы, премий, осуществление контроля за

движением материальных ценностей, определение порядка их

хранения. В частности, эти функции выполняют начальники фи-

нансовых управлений администрации того или иного субъек-

та РФ или муниципального образования и их заместители, заве-

дующие хозяйственной частью в учреждениях и т. п.

Организационно-распорядительные и административно-хо-

зяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако

должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь

в государственных органах, органах местного самоуправления,

государственных и муниципальных учреждениях, а также в Boo руженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Если же указанные функции осуществляются в иных организаци-

ях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом

государственным или муниципальным учреждением), то лицо

может нести ответственность за совершение преступлений про-

тив интересов службы в коммерческих и иных организациях

(гл. 23 УК РФ).

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше ви-

дов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному

полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает за-

нятие определенной должности (по выборам, по назначению), вре-

менное — также замещение определенной должности, но только по

назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок,

выполнение перечисленных функций по специальному полномочию

означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные

на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.),

нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего

должностного лица либо правомочным на то органом или должно-

стным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение оп-

ределенного времени или одноразово либо совмещаться с основ-

ной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выпол-

няет и сугубо профессиональные, и должностные функции (орга-

низационно-распорядительные и (или) административно-хозяйст-

венные). Например, главный врач государственной поликлиники,

с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и лю-

бой медицинский работник), а с другой — руководит профессио-

нальной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей,

медицинских сестер и т. п.). Ответственность за должностное пре-

ступление он может нести только во втором случае, когда содеян-

ное обусловлено наличием у виновного организационно-распоря-

дительных или административно-хозяйственных функций.

В четырех составах преступлений (ст. 285, 286, 287,

290 УК РФ) имеется квалифицирующий признак, относящийся

к особому должностному положению виновного, — совершение

преступления лицом, занимающим государственную должность

РФ или государственную должность субъекта РФ. Во всех этих

преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК РФ,

ответственность повышается также и для глав органов местного

самоуправления. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3

к ст. 285 УК РФ.__

Злоупотребление должностными полномочиями(ст. 285

УК РФ).Непосредственный объект — общественные отношения,

складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц

и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональ-

ную деятельность только в интересах службы.

Объективная сторона преступления выражается в форме дей-

ствия или бездействия и характеризуется тремя обязательными

признаками: 1) использованием должностных полномочий во-

преки интересам службы; 2) существенным нарушением прав

и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; 3) наличием при-

чинной связи между деянием и последствиями.

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыс-

лом и корыстным мотивом (стремлением получить безвозмездно

имущественную выгоду или уклониться от материальных затрат)

или иной личной заинтересованностью (стремлением извлечь вы-

году нематериального характера). Совершение деяния из иных

побуждений, например ввиду ложно понимаемых интересов

службы, не образует состава данного преступления.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.__

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).Непо-

средственный объект — общественные отношения, складываю-

щиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публич-

ных служащих осуществлять свою профессиональную деятель-

ность компетентно и строго на основе закона. Дополнительным

объектом могут выступать права и законные интересы граждан

и организаций, а по ч. 3 ст. 286 УК РФ — здоровье граждан.

С объективной стороны преступление характеризуется дейст-

вием, явно выходящим за пределы полномочий должностного ли-

ца и повлекшим указанные в законе общественно опасные по-

следствия. В отличие от злоупотребления должностными полно-

мочиями, при превышении совершаемые действия не являются

компетенцией виновного. Различаются следующие типовые фор-

мы превышения должностных полномочий: 1) совершение винов-

ным действий, относящихся к полномочиям другого должностно-

го лица; 2) совершение действий, которые могли быть совершены

виновным только при наличии особых условий, указанных в за-

коне или подзаконном акте и отсутствовавших в данном конкрет-

ном случае; 3) совершение действий, которые никто ни при каких

обстоятельствах не может совершить; 4) единоличное совершение

виновным действий, которые могут быть совершены лишь колле-

гиально.

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.__ С субъективной стороны преступление характеризуется пря-

мым умыслом.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав превышения должностных полно-

мочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) — совершение преступления лицом,

занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ,

а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК РФ) — деяния,

предусмотренные ч. 1 и 2, если они совершены: а) с применением

насилия (побои, легкой или средней тяжести вред здоровью) или

с угрозой его применения (включая и угрозу убийством); б) с при-

менением оружия (вне зависимости от наступления каких-либо

последствий) или специальных средств (наручники, слезоточивый

газ и т. п.); в) причинение тяжких последствий (крупные аварии,

длительная остановка производственного процесса, причинение

материального ущерба в особо крупных размерах, причинение

тяжкого вреда здоровью или смерти человеку), по отношению

к которым вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).Непосредственный объект

аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 289-

УК РФ. Обязательным признаком получения взятки является

предмет — взятка в виде: денег в любой валюте; ценных бумагах,

понятие которых определено в ст. 142 ГК; иного имущества, по-

нятием которого охватываются все вещи, делимые и неделимые,

индивидуально определенные и обладающие родовыми призна- ками, движимые и недвижимые; или выгод имущественного ха-

рактера, т. е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате

услуг имущественного характера (предоставление туристических,

санаторных путевок, ремонт автомашины, квартиры и т. п.), а так-

же любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее

имущественную природу (занижение стоимости передаваемого

имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок

за пользование кредитами). Если должностное лицо получает ка-

кую-нибудь неимущественную выгоду, например, положительный

отзыв в СМИ, то такие действия не являются получением взятки.

Объективная сторона преступления выражается в получении

взятки должностным лицом лично или через посредника, его род-

ными и близкими с его согласия или если оно не возражало про-

тив этого. Факт получения взятки предполагает его связь с пове-

дением должностного лица, поскольку взятка получается за опре-

деленное и конкретное действие (бездействие) такого лица по

службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, что

может быть выражено в следующем: 1) совершение действий

(бездействие), которые входят в служебные полномочия должно-

стного лица, т. е. прямо предусмотрены его компетенцией;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения

совершению действий (бездействия), которые не входят в служеб-

ные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица;

3) общее покровительство, т. е. действия, связанные с незаслу-

женным поощрением, внеочередным необоснованным повыше-

нием в должности, совершением иных действий, не вызываемых

необходимостью; 4) попустительство по службе, т. е. непринятие

должностным лицом мер реагирования на упущения или наруше-

ния в служебной деятельности взяткодателя или представляемых

им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.__ Субъективная сторона получения взятки характеризуется пря-

мым умыслом.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Дача взятки (ст. 291).Признаки дачи взятки указаны как

в ст. 291 УК РФ, так и в ст. 290 УК РФ.

Преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя

бы часть ее принята должностным лицом. Фактического совер-

шения им действий (бездействия), ради которых дается взятка, не

требуется. Если передача ценностей не состоялась по причинам,

не зависящим от взяткодателя (например, должностное лицо от-

казалось взять деньги), содеянное им является покушением на да-

чу взятки.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым

умыслом.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 291 УК РФ) – дача взятки долж-

ностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий.

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку,

освобождается от уголовной ответственности, если: 1) имело ме-

сто вымогательство взятки со стороны должностного лица; 2) ли-

бо лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбу-

дить уголовное дело, о даче взятки.



Источник: https://infopedia.su/8x4b10.html

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Административно хозяйственные функции должностного лица

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.

Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.

2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.